Назад

Ритм Ритмом называется определенная упорядоченность однохарактерных элементов...

Описание:
Ритм Ритмом называется определенная упорядоченность однохарактерных элементов композиции, создаваемая путем повторения элементов, их чередования, нарастания или убывания. Однако ритм свойственен не только движению, но и статичному предмету. Например, в архитектурных сооружениях, ритмичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях, на коврах, на тканях. Особенно яркое проявление ритма мы можем наблюдать в животном и растительном мире. АБВсловарь

Похожие статьи

Страну Кокань придумали где-то в Европе, предположительно, во Франции (по...
Страну Кокань придумали где-то в Европе, предположительно, во Франции (по крайней мере, немногие рукописи бесконечной басни из почти двух сотен куплетов пришли именно оттуда), а потом уже идея этой волшебной страны добралась до Италии, Испании, Германии и Нидерландов. Не знаю точно, не из этой ли страны в наши края текла та самая молочная река с кисельными берегами. Забавно вот что - во французском варианте волшебную страну населяют благороднейшие и приятнейшие люди, в то время как в немецкой волшебной стране все сплошь жулики, тупицы и ротозеи, а хороших, то есть, трудолюбивых людей оттуда выгоняют. Протестантская мораль, знаете ли - ничего хорошего не может быть в месте, где все лентяи. Немецкий вариант Кокани, кстати, называется Шлараффенландом, а в переводе песни на русский язык Львом Гинсбуром она становится Шлараффией. Оттуда и кусочки стихов, а целиком вот тут эта песенка: https://facetia.ru/node/4756 Тут, конечно, поражает то, сколько внимания уделено еде. А это важно, потому что средневековому жителю голод грозил совершенно неиллюзорно и буквально постоянно. Не голод человека первого мира, когда захотелось пончик и не голод студенческий, когда выпил кипятка на ночь, а утром стрельнул макарон у соседа по общаге, а голод до смерти. Случилась засуха или пожар и конец тебе и всему твоему поселению. И на помощь никто не явится. Древние греки и римляне тоже про голод слыхали, но они умели накапливать ресурсы и у них была невероятная система дорог и передачи новостей. Средневековая Европа же эти блага немного прощелкала. То же самое касается и одежды, ведь одежда в средневековье выполняла, помимо прямого назначения - защиты и утепления, еще одну важнейшую функцию - по одежде можно было мгновенно понять кто перед тобой, крестьянин, купец, монах, рыцарь. А тут у всех такая одежда, какую пожелаешь! Так что, вот так выглядят средневековые мечты о бесклассовом обществе, обществе всеобщего благоденствия, где сама природа у человека на посылках, а труд полностью упразднен. Адам и Ева в раю не работали, а вот когда их выгнали, то труд стал их наказанием. Собственно, все это рассказываю, в основном стащив из небольшой статьи из сборника “Герои и Чудеса средних веков” историка-медиевиста Жака Ле Гоффа как предисловие к картине Питера Брейгеля Старшего “Страна Лентяев”. …Все это нынешней зимой Мне рассказал один немой, А подтвердил публично Слепой, который этот край Недавно видел лично.
5505 

16.02.2021 12:57

Амстердам..." />
"Натюрморт с серебряным кувшином" Виллем Кальф, 1660 > Амстердам...
"Натюрморт с серебряным кувшином" Виллем Кальф, 1660 > Амстердам, Государственный музей Тип натюрмортов, который развивал Кальф, называется «десерты»: такие композиции состоят из роскошных предметов, говорящих о богатстве заказчика. На картине серебряный кувшин, бокал с вином на золоченой подставке, глубокая тарелка из китайского фарфора с фруктами. И кувшин и подстаканник украшены модным в то время орнаментом, напоминающие форму ушной раковины. Художника интересовала игра света и цвета; он использует сочетание синего, желтого и белого цветов. Лимон отражается в кувшине, серебро блестит рядом с позолотой, тускло сияет, сверкает каплями сока мякоть лимона, в бокале мерцает в полумраке вино. Все будто живое, фрукты пахнут и хочется протянуть руку, взять и откусить. Также есть карманные часы: они лежат справа. Стеклянная крышка откинута, будто кто-то только что смотрел на циферблат. Часы, символ уходящего времени, напоминают о том, что плотские утехи не вечны.
5556 

12.02.2021 00:11

Тут сейчас будет о довольно спорной выставке и о смерти, поэтому вы, если что...
Тут сейчас будет о довольно спорной выставке и о смерти, поэтому вы, если что, пролистайте это дело просто. Меня тут, видимо, как эксперта по любым вопросам, пару раз попросили высказаться на тему выставки “Body Worlds”, которая сейчас проходит на ВДНХ и которую, что особо иронично, пытаются закрыть деятели, относящие себя к коммунистической партии. И, хоть я обычно не лезу в современность, тут решила поддаться и ответить. В двух словах, о чем тут речь: в Москву снова приехала выставка немецкого анатома Гунтера фон Хагенса, на которой все экспонаты собраны из частей настоящих человеческих тел. И, конечно, это вызывает множество вопросов, диалогов и, куда без них, скандалов. Гунтер фон Хагенс в 1977 году изобрел особый способ консервации анатомических препаратов, который называется пластинацией - это когда воду и липиды в биологических тканях заменяют смолами и полимерами. Вот описание процесса от автора: “Этот метод я изобрёл случайно в 1977 году, когда был ассистентом в Анатомическом институте Гейдельбергского университета. Я спрашивал себя, рассматривая выставленные препараты, залитые полимером, почему их заливают, а не вводят полимер внутрь? Тогда-то мне и пришла в голову идея пропитать препараты биополимером при помощи вакуума. Для этого препарат сначала нужно погрузить в ледяной ацетон. Когда в результате диффузии вода в тканях заменится ацетоном, вещество следует погрузить в биополимер. Ацетон вакуумным способом откачивается, и его место в тканях заполняется силиконом. После этого с веществом можно работать как с художественным материалом”. Тело как художественный материал. А нужно ли нам такое? Ну, начнем с того, что человеческое тело - штука безумно интересная. Анатомия как наука появилась в эпоху Возрождения и первым анатомом был вовсе не врач, а наш любимый художник Леонардо да Винчи. Он вскрыл, разобрал на запчасти и описал с точки зрения механики более тридцати трупов. За ним следовала целая плеяда выдающихся анатомов, которые разбирали устройство человеческого тела, то и дело открывая что-то новое и потрясающее - то риолановы аркады, то вормиевы кости, то евстахивеву трубу или капсулу Глиссона какую. Каждая крохотная мышца, косточка, связочка, из которых собрано это чудо, наше тело, в результате кропотливой работы и бесконечных зарисовок десятков, сотен ученых были описаны и поняты. Надо ли говорить насколько огромный вклад это внесло в медицину? Но еще интереснее то, что это все оказалось огромным вкладом в искусство. Я не зря выше там про зарисовки написала - между врачами и художниками издавна существует тесная связь, и как раз в эпоху Возрождения художники и врачи входили обычно в один цех и имели общего покровителя - святого Луку. Художники эпохи Возрождения учили анатомию не по атласам и манекенам, а именно что по трупам и даже иногда их воровали с кладбищ под покровом ночи. Проблема воровства покойников докторами и рисовальщиками встала в какой-то момент настолько остро, что на захоронениях даже начали устанавливать специальные приспособления - клетки или тяжелые плиты, которые не под силу было быстро взломать или перетащить. В случае же с работами Гунтера фон Хагенса, который себя считает продолжателем традиций анатомов эпохи Возрождения и даже специально, чтоб это подчеркнуть, постоянно носит черную шляпу, как это было принято у анатомов тех времен, мы имеем дело с донорами, которые добровольно при жизни завещали свои тела. То есть это свободное выражение воли людей, которые, видимо, слишком буквально восприняли идею попадания в музеи после смерти.
5431 

15.03.2021 16:46


"Триумф Вакха" 1629 г. Диего Веласкес Национальный музей Прадо...
"Триумф Вакха" 1629 г. Диего Веласкес Национальный музей Прадо, Мадрид. Картину «Триумф Вакха» Диего Веласкес написал, что называется, на спор. Но удивительным было даже не это, а тот факт, что до сего момента художнику не приходилось обращаться к мифологической живописи, которую так любила его эпоха – эпоха барокко. Картины мифологической тематики пользовались гигантской популярностью: ими украшали ратуши и замки, суды и университеты, гостиные и спальни. Вспомнить хотя бы старшего современника Веласкеса – Рубенса, который отдал аллегорической живописи чрезвычайно щедрую дань! Но 30-летнего Веласкеса античный антураж оставлял равнодушным. Почему же Веласкес создал «Триумф Вакха»? До 23 лет Веласкес жил в Севилье и там писал в основном бодегоны – реалистичные бытовые зарисовки в какой-нибудь таверне или харчевне. Иногда его упрекали: что же ты, дескать, всё малюешь гуляк да пьяниц, изобразил бы бога или героя какого! Но юный Веласкес придумал в ответ замечательную формулу, которой потом руководствовался всю жизнь: «Лучше быть первым в грубом жанре, чем вторым в изящном». А уже в 24 года художник оказался в Мадриде и долгое время писал исключительно портреты. Практически сразу он получил звание придворного живописца короля Филиппа IV. Веласкес был очень молод, но король – на 6 лет моложе. Филипп приблизил его к себе, устроил Веласкесу мастерскую прямо в своих покоях. Любил сидеть там и наблюдать, как художник работает. Не позволял портретировать себя никому, кроме Веласкеса. Давал ему одно придворное звание за другим. Не разрешал уезжать надолго, потому что очень скоро начинал скучать по своему камергеру и другу. И, конечно, у прочих художников это вызывало огромную ревность. При дворах европейских монархов традиционно работали приглашённые итальянцы, воспитанные на культуре античности. Они плели против Веласкеса интриги. Однажды взволнованный король пришёл в мастерскую к своему фавориту и заявил с порога: «Они говорят, что ты умеешь хорошо рисовать только лица! Неужели это правда?» Ответом Веласкеса и стала картина «Триумф Вакха» (известная также под испанским названием Los Borrachos – «Пьяницы»). С убедительной наглядностью он показывал заносчивым итальянцам: «Не только лица! И тела тоже! И композицию могу выстроить не хуже, чем на ваших античных фризах. И Вакха написать не менее живым и соблазнительно-хмельным, чем ваш хвалёный Караваджо!» В чем своеобразие картины Веласкеса «Триумф Вакха»? Но и в несвойственном ему мифологическом жанре Веласкес остался Веласкесом: античную вакханалию он скрестил с испанским бодегоном, высокое – с низким. Как правило, свита Вакха состоит из вакханок и сатиров. А Веласкес решил поместить бога вина и страсти среди простых крестьян, помятых и побитых жизнью, в простой одежде и с обветренными лицами. Его Вакх – белотелый, немного рыхлый. По нынешним меркам, его тело можно назвать слегка «поплывшим», а вот сатир позади него – мускулист и смугл. Противопоставляя их, Веласкес показывает, что он большой мастер своего дела (и чужого тела): он может передавать и сложные ракурсы, и разнообразные позы, и различающееся «агрегатное состояние» человеческой плоти. Вакх Веласкеса сидит на бочке с вином – это его трон. Нагота его прикрыта складками ткани «королевских» цветов – белого и пурпурного. На его голове – венец из виноградных листьев, а сам Вакх коронует кого-то из своих особенно ярых почитателей, отметившегося на ниве пития и разврата, таким же виноградным венком. Крестьяне пришли к божеству с просьбой облегчить их тяжелую жизнь. А Вакх даровал им вино – самый доступный способ забыть о горестях и печалях. Большая плоская чаша в руках у центрального персонажа (в шляпе) написана притягивающе-реалистичной. Кажется, что глядя на глянцевую поверхность вина, можно ощутить его прохладу и терпкий аромат. Взгляд обрадованного пьяницы направлен прямо на нас. Он улыбается так широко и по-свойски, что буквально «затягивает» зрителя в пространство картины, требуя разделить с ним его веселье и питьё. ДиегоВеласкес Барокко МифологическаяСцена _history
5468 

22.03.2021 22:04

Погожий летний вечер. Просторная терраса с видом на Потсдам и его знаменитую...
Погожий летний вечер. Просторная терраса с видом на Потсдам и его знаменитую гарнизонную церковь. На накрытом белой скатертью столе нехитрый ужин: хлеб, фрукты, вино. Вокруг стола расположились друзья-художники: три девушки и двое юношей, одетые в богемном стиле. Особенно бросается в глаза девушка, сидящая в центре: ее задумчивое лицо напоминает лик Христа. Молодые люди не веселятся и не беседуют с друг с другом. Каждый погружен в свои мысли, но видно, что им всем комфортно в этой компании. Картина, навевающая меланхолическое настроение, но совершенно не угнетающая, называется «Вечер над Потсдамом, или Сад на крыше».   Эта знаковая работа точно отражает эмоциональный настрой той эпохи, будущее которой, как и Потсдам на картине, лежало в дымке, и уже возникло тревожное предчувствие грядущих перемен к худшему. Полотно «Вечер над Потсдамом» создано в 1930 году и считается центральным произведением в творчестве Лотте Лазерштайн - яркой немецкой художницы еврейского происхождения, принадлежавшей к замечательному поколению живописцев, с именами которых был связан расцвет искусства эпохи Веймарской республики. Правда, имя самой Лазерштайн, которая после прихода к власти в Германии национал-социалистов была вынуждена бежать из страны, на несколько десятилетий было незаслуженно предано забвению. Художницу вновь "открыли" лишь в конце 1980-х годов.
5355 

29.03.2021 15:01

"Двенадцать подсолнухов в вазе" Август 1888 г. Винсент Ван Гог Новая...
"Двенадцать подсолнухов в вазе" Август 1888 г. Винсент Ван Гог Новая пинакотека, Мюнхен. Первый год жизни в Арле стал для Винсента годом желтого цвета. Ван Гог поселился в знаменитом «Желтом доме» (который, к сожалению, был полностью разрушен во время Второй Мировой войны), единственном месте, которое он считал по-настоящему своим домом. Он писал золотые пшеничные поля, залитые солнцем улицы. Желтыми на его картинах были цветы, овощи и посуда, даже небо и лица людей. Но особенно Винсента завораживали безграничные поля подсолнухов, которые в Арле и цветком-то не считали, выращивая их для производства масла. Осенью Ван Гог с нетерпением ожидал приезда Поля Гогена, который согласился жить вместе с ним. Винсент считал, что это положит начало созданию коммуны художников, о которой он так мечтал. Однако вряд ли он знал, что Гоген поселился в «Желтом доме» в обмен на материальную помощь, обещанную Тео. Со всеми остальными друзьями-художниками Винсент в разное время умудрился рассориться, так что никто из них на его приглашение не ответил. Гоген проживет вместе с Ван Гогом лишь три месяца и фактически сбежит из Арля после печально известной истории с ухом. Но все это будет после. А пока Винсент полон надежд и ожиданий и хочет устроить гостю достойный прием. Он собирался повесить на стены комнаты Гогена (которая, к слову, была крошечной) 12 полотен с изображением подсолнухов. Неизвестно, успел ли Ван Гог в полной мере осуществить задуманное (известны только четыре оригинальные картины с подсолнухами этого периода и их поздние авторские копии), и хватило ли ему места, но в любом случае, впервые переступив порог своей комнаты, Гоген увидел весьма психоделическую картинку. Душевного порыва коллеги он не оценил и просто снял все подсолнухи со стен. Винсента это, похоже, не слишком обеспокоило, и на его любовь к солнечным цветам никак не повлияло. Он сделал несколько копий «Пятнадцати подсолнухов» и, что называется, легким движением руки превратил этот цветок в один из самых знаменитых живописных образов. Гоген, кстати, позже изобразил Ван Гога за работой – естественно, рисующим подсолнухи. ВанГог Натюрморт Постимпрессионизм _history
5273 

09.04.2021 20:53

Манчестер, Уитворт Картина относится..." />
"Великий архитектор" Уильям Блейк, 1827 > Манчестер, Уитворт Картина относится...
"Великий архитектор" Уильям Блейк, 1827 > Манчестер, Уитворт Картина относится к жанру сюрреализма. Блейк являлся сторонником теории креационизма и в данной работе выражает спектр своих религиозных чувств. Сначала это полотно художника, как и многие другие, было забыто. А сейчас же её анализируют и пытаются разгадать. Главным героем является Бог, который изображен в момент творения. Он не устанавливает порядок, а ограничивает свободу и пределы воображения. Религия, вера, законы и порядок – всегда присутствовали в творчестве Блейка, они являлись предметом его размышлений. В буквальном переводе картина называется «Ветхий днями» – так обозначали имя бога в различных мировых религиях. Больше всего черт в этой картине от ветхозаветного Яхве. Ветхий днями означает бессмертный. В мире христиан это имя часто ассоциируется с Богом-отцом, но иногда этим именем обозначали Бога-сына.
5253 

04.05.2021 12:11

Эрмита́жные коты́ — кошки, официально содержатся на территории петербургского...
Эрмита́жные коты́ — кошки, официально содержатся на территории петербургского...
Эрмита́жные коты́ — кошки, официально содержатся на территории петербургского Зимнего дворца со времени его постройки, чтоб не размножались крысы и мыши в Государственном Эрмитаже. По оценке директора музея М. Б. Пиотровского, «коты — легенда эрмитажной жизни и её неотъемлемая часть», а «интервью и съёмки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта». Считается, что история эрмитажных котов начинается с привезённого из Голландии Петром Великим кота, которого поселили в деревянном Зимнем дворце; по преданию, кота звали Василием. Указ императора повелевал «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения» Коты обитали в Эрмитаже в период войны с Наполеоном и после революции, при советской власти. Во время блокады Ленинграда все коты погибли, и Зимний буквально кишел крысами. В 1941 году произведения искусства были эвакуированы на Урал в Свердловск, а в музейных подвалах оборудовали 12 бомбоубежищ. После войны в Ленинград было завезено пять тысяч котов, часть которых попала в Эрмитаж. Вскоре крысы исчезли. Каждый кот имеет собственный паспорт, ветеринарную карточку и официально числится квалифицированным специалистом по очистке музейных подвалов от крыс. Сеть подвалов (почти двадцать километров), где живут и охотятся коты, называется «большой кошачий подвал». Для котов созданы комфортные условия проживания — в подвалах всегда сухо и тепло, все помещения оборудованы маленькими проходами для свободы передвижения. Летом коты проводят больше времени снаружи, на газонах, во дворах. У каждого кота есть собственная мисочка, лоток и корзинка для сна. Всем им сделаны прививки, наблюдение ветеринара. Сотрудники Эрмитажа регулярно закупают сухой корм для котов. В бюджете музея нет статьи на содержание котов; корм покупают на пожертвования посетителей, музейных работников, спонсоров. У котов свой благотворительный счёт, проходящий отдельной строкой в бюджете Эрмитажа, — поступающие от благотворителей средства можно тратить только на нужды животных. Эрмитаж ежегодно весной проводит «День эрмитажного кота». https://peterburg.center/event/den-ermitazhnogo-kota-2021.html
5161 

29.05.2021 14:07


Жимолость
1876
Вильям Моррис

Этот тип абстрактного искусства называется...
Жимолость 1876 Вильям Моррис Этот тип абстрактного искусства называется...
Жимолость 1876 Вильям Моррис Этот тип абстрактного искусства называется: "Криволинейный абстракционизм". Он сильно связан с кельтским искусством, в котором используется ряд абстрактных мотивов, включая узлы, чересстрочные шаблоны и спирали (включая трискеле или трискелион). Мотивы не были изобретены кельтами, многие другие ранние культуры использовали эти орнаменты на протяжении веков. Тем не менее, справедливо сказать, что кельтские дизайнеры вдохнули новую жизнь в такие узоры, сделав их более замысловатыми и сложными. Позже они вернулись в 19-м веке и особенно проявились в книжных обложках, тканях, обоях и ситцевых рисунках, подобных работам Уильяма Морриса и Артура Макзмурдо. Криволинейная абстракция также характеризуется таким понятием, как «бесконечная картина» — широко распространена в исламском искусстве.
5024 

28.06.2021 17:13

​​️Уличная выставка «Новые руины. Стекло» под кураторством художника Максима...
​​️Уличная выставка «Новые руины. Стекло» под кураторством художника Максима...
​​️Уличная выставка «Новые руины. Стекло» под кураторством художника Максима Имы открылась в «Манеже» в Санкт-Петербурге. ️Лоран Ле Бон назначен президентом Центра Помпиду в Париже. С 2014 года он занимал пост президента Национального музея Пикассо. ️6-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства состоится осенью 2021-го года. Екатеринбург и города региона снова станут территорией развёртывания активного современного художественного процесса. Тема биеннале вторит цитате из Екклесиаста — «Время обнимать и уклоняться от объятий». В рамках публичной программы биеннале готовится серия событий с участием швейцарских художников. Программа реализуется при поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция. ️️Полотно Рембрандта, которое считалось утраченным «considered lost and never shown until now», обнаружено на частной вилле в Риме после падения со стены. Владельцы картины отправили его на реставрацию, где мастера и произвели открытие. Называется работа «Поклонение волхвов» или «Посещение Иисуса Христа у кроватки тремя мудрецами». «Это самый прекрасный момент в моей работе: внезапное осознание того, что ты стоишь перед работой великого мастера, который открывает себя тебе, выходит из сумерок и выбирает тебя для возвращения из тьмы», — говорит реставратор Антонелла Ди Франческо. Дело в том, что Рембрандт создал множество картин и гравюр, что приводит специалистов к спору об авторстве. Семья, которой принадлежит холст, решила не продавать его, а предоставлять для выставок. Фото: Рембрандт, «Поклонение Волхвов», 1632-33. https://telegra.ph/file/ce1cee5aa8fe901ce6ce0.jpg
5066 

28.06.2021 22:33

Мадонна с длинной шеей
1540
Франческо Пармиджанино
Галерея Уффици...
Мадонна с длинной шеей 1540 Франческо Пармиджанино Галерея Уффици...
Мадонна с длинной шеей 1540 Франческо Пармиджанино Галерея Уффици Флоренция Современников художника возмущала в его Мадонне неуместная в религиозной живописи неестественность. Художник далеко отошел от естественной простоты рафаэлевских Мадонн. В стремлении к изяществу он сильно вытянул пропорции фигуры, придав ей капризный излом. И лебединая шея Марии (картина так и называется — Мадонна с длинной шеей), и ее рука с тонкими гибкими пальцами, и длинноногий ангел слева, и истощенный пророк со свитком — все словно увидено сквозь волнистое стекло. Нет сомнения в намеренности этих искажений. Чтобы подчеркнуть свою склонность к растянутым формам, художник поместил в глубине высокую колонну столь же причудливых пропорций. В композиции он демонстративно отказался от гармонично сбалансированных соотношений: ангелы теснятся в левом углу, а в пустующем пространстве правой части одиноко маячит пророк, произвольно сокращенный в размерах настолько, что его голова едва достигнет колена Мадонны.
4902 

21.07.2021 21:17

"Портрет Гертруды Лёв" 1902 г. Густав Климт Частная коллекция. 19-летняя дочка...
"Портрет Гертруды Лёв" 1902 г. Густав Климт Частная коллекция. 19-летняя дочка владельца фешенебельного санатория Вены, пленительный портрет, утраченная при нацистах коллекция, внебрачный сын Густава Климта и его модели, наконец, продажа за $39,2 млн «лучшей за последние 20 лет работы Климта» на торгах Sotheby’s летом 2015 года и особые условия раздела суммы — все это не просто картина. Это — сюжет. Работа гения венской сецессии создана в 1902 году. Вот отзывы критиков о работах того периода (включая и портрет Гернтруды Лёв), выставленных на коллективной выставке творцов Сецессиона в 1903 — 1904 годах: «…волшебное очарование сияющих обликов — отличительная черта живописной манеры Климта», и «самая тонкая лирика, которую только способна создать палитра художника». В то время на переломе веков художник тяготел к почти монохромной гамме, создавая нежные, воздушные образы героинь. А пленительная Гертруда тогда идеально соответствовала его живописным представлениям. Наша героиня была дважды замужем: первый брак поначалу был безоблачным, и апартаменты четы оформлял сам Коломан Мозер. Однако супруги расстались после ранней смерти их единственной дочери. Во втором браке с венгерским промышленником у пары было трое детей, но в 1923 году муж умер от скоротечной пневмонии: он не надел пальто, возвращаясь из ночного клуба. Гертруда, дочь своего отца, продолжала управлять санаторием, а ее портрет кисти Климта занимал почетное место в прихожей квартиры. Картина с сияюще-воздушной Гертрудой Лёв была признана современниками Климта и вошла в редкое лимитированное издание 50 литографий лучших его работ (удачная затея арт-дилера Метке (H. O. Miethke)). А теперь — вовсе не радужное продолжение истории. Под давлением нацистов еврейское семейство Лев в 1939 году покидает страну и бежит в США. Часть коллекции остается в Австрии, в том числе и бесценный портрет. Дочь Гертруды — Мария, — возвращается туда после войны, надеясь разыскать сокровище. Однако друг семьи, которому поручили приглядывать за оставшимися ценностями, продал картину (вероятнее всего, за бесценок), что называется, под дулом пистолета. Мария Лев в Вену больше не приезжала. Она скончалась в 1964 году в Калифорнии. Портрет кисти Климта после войны оказался у вероятного внебрачного сына художника — Густава Учицки (Gustav Ucicky: его мать, 19-летняя Мария из Праги, работала служанкой в доме Климта). Густав Учицки во время войны создавал в Вене пропагандистские фильмы для нацистов. Вроде бы именно им в 1942 году и была куплена работа. Вдова кинематографиста — Урсула, основавшая Фонд Климта в 2013 году, — в 2014 году «достигла соглашения» насчет портрета с внучкой Гертруды Лев. Средства от продажи картины в 2015 году с аукциона было решено поделить. «Этот портрет показывает храбрую и решительную природу моей бабушки. На этом визуальном воплощении живет сила ее характера и красоты» — сказала внучка прекрасной и вечно юной Гертруды, которую нарисовал австрийский гений — Густав Климт. ГуставКлимт Портрет _history
3721 

29.05.2022 20:37

"Мост в Нарни" 1826 г. Камиль Коро Лувр, Париж. Храняшийся в Лувре «Мост в...
"Мост в Нарни" 1826 г. Камиль Коро Лувр, Париж. Храняшийся в Лувре «Мост в Нарни» – первый по времени пейзажный шедевр Камиля Коро и первая его картина, представленная в Салоне. С неё начинаются два важных сюжета. Первый – вполне мучительное противостояние художника и французского Салона. Второй и более глобальный – досрочное и непредвиденное, как всякий фальстарт, зарождение идей и техник импрессионизма задолго до его «официального» возникновения. Нарни, или Нарния, – так называется древний городок в центрально-итальянской Умбрии. Коро попал туда во время трёхлетнего (1825-1828) творческого путешествия по Италии. На родине, во Франции, ему преподавали искусство пейзажа художники Мишалон и Бертен, но это был пейзаж академический (или, как его еще называли – исторический) с его традиционными условностями и статичной монументальностью. А Коро искал чего-то совсем иного – более живого, более непосредственного. Его интуиция подталкивала к пейзажу менее умозрительному и более близкому к реальности. В Италии Коро писал продуктивно и много, он чувствовал себя освободившимся. Одним из результатов этого вдохновенного труда стал замечательный «Мост в Нарни». По сути, традиционная тема: живописные руины, вписанные в ландшафт. Но Коро наполняет её новым, живым и праздничным, содержанием. С поразительной точностью ему удаётся схватить и передать момент раннего солнечного утра. Короткий и лучезарный миг, который вот-вот исчезнет: солнце поднимется выше, свет станет ярче, тени обозначатся резче и пейзаж переменится, станет совсем другим. А ощущение радости – уйдёт. И потому для Коро так важно запечатлеть испытанное настроение (его потом станут называть создателем «пейзажа настроения»). Коро не особо интересны отдельные детали пейзажа – важнее передать прозрачность воздуха, рассеянный утренний свет, контраст желтого песчаного дна и темно-зелёного холма, оттенки цветных отражений в мутноватой воде. Конечно, критики и публика Салона приняли первую работу Коро довольно прохладно. И вторую. И много последующих. А для Коро, по складу своего характера чуждого всякой революционности (он ведь целых 7 лет не решался бросить торговлю, чтобы заняться живописью, – отец не разрешал), официальное признание Салона было так важно! И так недостижимо. Однажды он все-таки получил второй приз и нравоучение: «В следующий раз, мсье, привозите полотна поменьше». В другой раз о его деревьях станут говорить, что они написаны губкой, которую Коро обмакивал в грязь. И вечно картины Коро будут развешивать в самых темных уголках – там, где его валёры (тончайшие переливы цвета) и вовсе не разглядеть. В 1865-м, когда Коро уже будет под 70, его картины войдут в моду и получат признание, но золотая медаль Салона всё равно уйдёт академисту Александру Кабанелю, изобразившему президента Наполеона III. Того самого Наполеона III, который съязвил по поводу утренних пейзажей Коро: «Чтобы понять этого художника, нужно слишком рано вставать». Только постфактум критика поймёт, что «Мост в Нарни» – это точка отсчёта для пейзажного искусства новейшего времени и настоящий шедевр. Один из критиков справедливо напишет о прорыве, который, сам того не осознавая, совершил своей картиной Коро: «Самостоятельно, не имея никакой программы, чисто интуитивно Коро перенёсся через пятьдесят лет живописи, перейдя от классицизма к имрпессионизму». А британский историк искусства и писатель Кеннет Кларк пошутит по поводу «Моста в Нарни», что в этой картине Коро сделался «свободен, как самый энергичный Констебл». КамильКоро Пейзаж Романтизм _history
4893 

30.07.2021 20:37

Небольшая жанровая сценка, изображенная Пабло Пикассо, называется «Свидание...
Небольшая жанровая сценка, изображенная Пабло Пикассо, называется «Свидание...
Небольшая жанровая сценка, изображенная Пабло Пикассо, называется «Свидание» (1900 г.) В 1900 году Пикассо впервые приезжает в Париж. Именно с переездом и связано создание этой небольшой картины. В этот период своего творчества художник часто обращается к мотиву свиданий, который он трактует как тему человеческой близости Пара изображена в замкнутом пространстве, в интерьере. Все второстепенные подробности опущены. Сами фигуры написаны выразительными цветовыми пятнами. Таким образом, между возлюбленными создается собственный маленький мир и зритель чувствует это напряжение чувств. Кстати, произведение хранится в ГМИИ им. Пушкина, в Москве, и у вас есть возможность его увидеть А какую историю за этим изображением видите вы?
4818 

16.08.2021 16:44

Скучали? Бэнкси «отметился» в прибрежных городках Британии

Толстовка с...
Скучали? Бэнкси «отметился» в прибрежных городках Британии Толстовка с...
Скучали? Бэнкси «отметился» в прибрежных городках Британии Толстовка с капюшоном и ящик баллончиков с краской — неизменные атрибуты одного из самых известных в мире художников — неуловимого Бэнкси. Бристольский мастер граффити, чьи работы сейчас продаются за миллионы фунтов стерлингов, подтвердил, что немножко «похулиганил» на приморских курортах восточного побережья Англии. Но часть его произведений уже повреждены или уничтожены. Недавно в ряде провинциальных городков появились свеженькие граффити — например, крыса, попивающая коктейль в шезлонге на пляже, или огромная чайка, нависшая над «коробкой с чипсами» (на самом деле — контейнером со стройматериалами). Сразу же поползли слухи, что это — творение рук Бэнкси. Теперь он это подтвердил. В Instagram был опубликован клип, проясняющий происхождение рисунков. Видео длительностью чуть более трех минут называется A Great British Spraycation («Великое британское распыление»). В нём показано, как художник-аноним разъезжает в потрепанном автофургоне с переносным холодильником, полным баллончиков с краской. Скорее всего, Бэнкси таким образом хотел выразить солидарность со многими британцами, которые из-за пандемических нововведений не могут уехать за границу и проводят летние каникулы на родине. «Отпускное турне» художника прошло по пяти городам в Саффолке и Норфолке. Всего он оставил 10 «следов» своего пребывания. Загорающая в шезлонге крыса появилась на бетонной защитной стене на Северном пляже Лоустофта. В минувшие выходные выяснилось, что кто-то замазал рисунок белой краской — к огромному возмущению городских властей. Они наняли реставраторов в надежде, что те восстановят работу. Испорчено и граффити с «хватайкой» из игрового автомата, нависшей над всяким, кто сядет на скамейку на берегу моря в Горлестоне. Некий местный художник решил добавить к лаконичной работе своего знаменитого коллеги шесть плюшевых мишек и надпись Banksy Collaboration Emo («Бэнкси в сотрудничестве с Эмо»). А дальше пошло-поехало: кто-то зачеркнул ник Эмо и ниже дописал Эго, потом Эго было зачёркнуто и вновь нанесено. Одному из мишек «пустили кровь» из носа. А вот рисунок с детьми, которых выбрасывает из надувной лодки из-за невнимательности пьющего взрослого, удалили по инициативе муниципалитета Грейт-Ярмута. Дело в том, что Бэнкси выбрал для неё место, неподалёку от которого три года назад при подобных обстоятельствах погиб ребёнок. Власти решили найти работе менее травмирующую локацию. В роли «вандалов» выступил и совет Олтон Броуд, пригорода Лоустофта. По его распоряжению убрали кусок металла из композиции «Все мы в одной лодке». Этот фрагмент загораживал водосток, над которым Бэнкси нарисовал трёх мальчиков, играющих в мореплавателей. Железка там могла привести к затоплению участка парка во время дождя. Власти пообещали вернуть всё «как было» когда установится хорошая погода. А ещё Бэнкси «вручил» стаканчик мороженого статуе Фредерика Сэвиджа, который был мэром города Кингс-Линн в XIX веке. Мало того, он снабдил каменного градоначальника пикантным розовым языком. Муниципалитет не оценил такую редакцию старинного памятника. Остальные работы остались в сохранности, в том числе и уже упомянутая чайка. Это: — танцующая пара и мужчина, играющий на аккордеоне, на автобусной остановке в Грейт-Ярмут; — граффити на миниатюрной конюшне с надписью «Стань большим или иди домой», подписанное Бэнкси и с его «фирменной» крысой, в том же Грейт-Ярмут; — ребёнок с ломом и замком из песка рядом с разбитой тротуарной плиткой в Лоустофте; — группа крабов-отшельников, один из которых нацепил раковину и поднял табличку Luxury rentals only («Только дорогая аренда»). Эти работы контрастируют с творчеством Бэнкси последних лет. Он стал делать откровенно политические комментарии — поднял кампанию против плохого отношения к мигрантами, выступал против Брексита и радикального исламизма, а также подверг критике приоритеты международного арт-рынка. новостиИОК _history https://www.youtube.com/watch?v=v450Acut8Q0
4775 

18.08.2021 19:37


"А еще говорят, что рыба дорога!" 1894 г. Хоакин Соролья Национальный музей...
"А еще говорят, что рыба дорога!" 1894 г. Хоакин Соролья Национальный музей Прадо, Мадрид. «А еще говорят, что рыба дорога!» — самая известная картина Сорольи на социальную тему. В 1895 году художник представил эту работу вместе с тринадцатью другими (в основном портретами) на Национальной выставке в Мадриде. «А еще говорят, что рыба дорога!» повторила успех картины «Другая Маргарита», которая тремя годами ранее принесла Соролье золотую медаль «испанского Салона». После выставки полотно купили для музея современного искусства, а в 1971 году оно попало в коллекцию Прадо. Два этюда к картине хранятся в Музее Сорольи, который с 1932 года работает в мадридском доме художника. Большую часть национальных наград Соролья получил за полотна на историческую и социальную тематику, которые в художественных кругах Мадрида тогда были, что называется, в тренде. Эту работу он создал тоже специально для столичной выставки. «Я заканчиваю мою картину для Салона… Это сцена с рыбаками внутри рыбацкой лодки», — написал Соролья в письме другу в начале 1894 года. И хотя 31-летний живописец преследовал вполне определенные цели, «А еще говорят, что рыба дорога!» — это не формальная конкурсная работа, а выдающее произведение искусства, в котором видна рука большого мастера. Соролья вырос в Валенсии в семье слесаря, его с детства окружали ремесленники, и он с большим уважением относился к рыбацкому труду, который кормил многих жителей города. Тема была настолько близка и понятна художнику, что он создал работу, которая сейчас считается одной из самых пронзительных картин испанского социального реализма рубежа XIX и XX веков. На полотне мы видим сцену в трюме лодки, в центре которой находится юный рыбак, раненый в результате происшествия в море. Он обессиленно лежит, пока ему оказывают помощь два старших товарища: один поддерживает за плечи, второй, в традиционной каталонской шапочке барретине, прикладывает компресс к ранам. На обнаженной груди юноши висит амулет, который должен охранять рыбаков от несчастий. Трюм завален рыболовецкими принадлежностями. На переднем плане расположена кастрюля с водой, в которой моряк смачивает ткань для компресса, а на заднем, в верхнем левом углу, виднеется рыба, пойманная в этот горестный рабочий день. Фигуры рыбаков довольно велики относительно размеров холста, что придает композиции монументальность. Художник смещает перспективу трюма, усиливая эффект необычного пространственного размещения персонажей и показывая лестницу, с которой спустили раненого. Он «схватывает» свет, который проникает в трюм через люк и падает на юношу. Тело раненого рыбака еще не знало суровых испытаний — автор подчеркивает его абсолютную беспомощность. А вот на сосредоточенных лицах морских волков мы видим печать мужества и самообладания. Все это придает картине драматическую торжественность и вызывает ассоциации с пьетой — изображением сцены оплакивания Богоматерью Иисуса Христа. Соролья создал мирской вариант пьеты, проникнутый мужским благородством, которое он разглядел в валенсийских рыбаках. Картина «А еще говорят, что рыба дорога!» выполнена в реалистично-натуралистической манере, которая характерна для раннего этапа творчества Сорольи. Он поставил перед собой задачу отобразить суровую правду жизни и с блеском ее выполнил. Последующие картины художника, на которых изображены рыбаки, отличаются и по настроению, и по технике исполнения, и по цветовой гамме. Яркий пример — написанное в том же 1894 году «Возвращение с рыбалки». Название картины навеяно романом знаменитого испанского писателя Висенте Бласко Ибаньеса «Майский цветок». В конце произведения, посвященного тяжелой доле рыбаков, погибает юный моряк Паскуало. Матушка Пикорес, посылая проклятья в адрес хозяек, торгующихся на рынке, кричит: «Рыба им слишком дорога? Вот как? Да не дорого бы и по целому дуро за фунт!». Ибаньес, земляк, современник и друг художника, запечатленный на одном из портретов, опубликовал «Майский цветок» в 1895-ом — тогда же Соролья представил полотно «А еще говорят, что рыба дорога!» на суд зрителей. ХоакинСоролья Реализм _history
4741 

27.08.2021 20:07

Монахи
1870-е
Лев Соловьёв
Сумской музей имени Н. Х. Онацкого, Сумы...
Монахи 1870-е Лев Соловьёв Сумской музей имени Н. Х. Онацкого, Сумы...
Монахи 1870-е Лев Соловьёв Сумской музей имени Н. Х. Онацкого, Сумы, Украина «Картина Репина Приплыли», слышали такое? Так вот, это выражение об этой картине. Но на самом деле, это не картина Репина и называется она "Монахи". Картину часто ошибочно приписывают художнику Илье Репину, так как в 1930-х годах она висела на выставке рядом с полотнами Репина. Смотреть без улыбки на сюжет сложно. На лодке монахи. Уж неведомо, куда они направлялись, но явно в какое-то другое место. В тумане их лодку вынесло к берегу, на котором бабы моются. Небось, монахам, когда туман прояснился и они оказались в окружении множества голых барышень, только и оставалось резюмировать «Приплыли»! К сожалению, сохранилось лишь четыре его картины, одна из них — «Сапожники» хранится в Третьяковке. Ирония судьбы — единственная картина, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается Репину. Кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты, а теперь и вы.
4762 

06.09.2021 21:52

​​️Дом культуры «ГЭС-2», площадка V-A-C в России, объявил программу первого...
​​️Дом культуры «ГЭС-2», площадка V-A-C в России, объявил программу первого...
​​️Дом культуры «ГЭС-2», площадка V-A-C в России, объявил программу первого сезона, который откроется 4 декабря на Болотной набережной в Москве. ️В Fondation Cartier pour l’art contemporain проходит выставка Дэмиена Хёрста «Цветение вишни» — первая персоналка британской звезды не только в Париже, но и вообще во Франции. 30 новых работ! ️В Третьяковской галерее продолжается выставка гения социального реализма Юрия Пименова. Это первая персональная выставка художника в залах Галереи. На выставке представлено 170 произведений из 22 музейных и частных собраний России, Белоруссии и Латвии. ️Впервые за 4,5 тыс. лет плато Гиза у подножия пирамид наполнится искусством — так представляют свой амбициозный проект организаторы выставки современного искусства Forever Is Now. Бесплатная выставка с образовательной программой откроется 21 октября. В составе участников — российский художник, автор идеи и комиссар Первой Антарктической биеннале современного искусства и первого национального павильона Антарктиды в Венеции Александр Пономарев. Его инсталляция для выставки в Гизе называется «Уроборос» и отсылает к солнечной ладье бога Ра, бесконечно перемещающейся по небу. В состав инсталляции входит иероглифическое панно, содержащее выдержки из знаменитого поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикара (это собрание мудростей, которое отражает египетские представления о людях и мире вокруг) и текстов из гробниц. Проект получил название Forever Is Now. Фото: Art D’Égypte https://telegra.ph/file/6d0ca58cf1bb4e8f2c0d3.jpg
4667 

29.09.2021 20:47

"Сирень" 1900 г. Михаил Александрович Врубель Государственная Третьяковская...
"Сирень" 1900 г. Михаил Александрович Врубель Государственная Третьяковская галерея. На рубеже 19 – 20 веков Врубель работал нал циклом картин, который называют «Сказочным». В него входят картины «Пан», «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Жемчужная раковина» и «Сирень». Помимо присутствия на них сказочных существ, все эти работы объединяет время действия – ночь, из-за чего их еще называют ноктюрнами. Сумерки придают картинам особенный таинственный и сказочный колорит. К тому же ночные сюжеты позволяют художнику выжимать все возможности из своей любимой палитры: любых оттенки синего и фиолетового цветов. Вдохновение снизошло на Врубеля во время его пребывания в гостях у Николая Ге в Черниговской губернии. Там он увидел пышный благоухающий куст сирени и тут же приступил к работе. Трудно сказать однозначно, кто главный герой на картине Врубеля «Сирень». С одной стороны, роскошное цветущее растение занимает практически все пространство полотна, оставляя лишь маленький уголок для ночного неба. Тяжелые ветви, усыпанные лиловым цветом, кажутся живыми: если долго смотреть на картину, практически начинаешь слышать сладкий запах сирени. Но зыбкая, как утреннее сновидение, фигура девушки тоже притягивает взгляд. Ее однотонный наряд и бледная кожа контрастируют с избыточной роскошью цветов сирени. Она держится нерешительно и мечтательно, будто смотрит на возлюбленного. Мнения исследователей творчества Врубеля касательно личности героини разнятся. Одни считают ее душой сирени, ее отображением в человеческом облике, который проявился в мерцании лунного света. Другие видят в этой картине некое продолжение истории о Пане – картины, написанной художником годом ранее. Согласно греческой мифологии, Пан был богом лесов и пастбищ, покровителем пастухов. Он был безобразным: покрытым шерстью, с козлиными рогами и копытами, а его постоянными спутницами были веселые нимфы. Но одна из них посмела отвергнуть его любовь, поскольку дала обет целомудрия. Когда Пан гнался за ней – а ее звали Сиринга – то нимфа попросила защиты у бога реки, преградившей ей путь. Бог превратил ее в тростник, а Пан смастерил из него свирель, которую в память о прекрасной нимфе назвал сирингой. На латыни сирень называется Syrínga – растение также получило название в ее честь. Кто знает, может быть, на картине Врубеля запечатлен момент перерождения Сиринги в цветущий куст, и именно поэтому так зыбка и эфемерна ее фигура. У Врубеля есть две картины под названием «Сирень». Но вторая, написанная годом позже, так и не была окончена. Хотя в отношении нее у художника были большие амбиции. Он писал: «Прошлогодняя моя “Cирень” относится к настоящей вещи как эскиз к картине. Там мне удалось только кое-что уловить, и я очень захотел захватить вещь полнее; вот причина, что я упорствую на этом сюжете». Героиней второй версии должна была стать уже не мифологическая нимфа, но другой персонаж, на этот раз литературный. Врубель хотел изобразить на новой картине образ Татьяны Лариной из поэмы Пушкина «Евгений Онегин». Какой она была в представлении художника, понять сложно, но в нечетком наброске силуэта девушки, сидящей под сиренью на лавочке, некоторые зрители угадывают черты жены Врубеля – оперной певицы Надежды Забелы-Врубель. МихаилВрубель _history
4613 

17.10.2021 20:13

Питер Пурбус
Питер Пурбус "Портрет Яна ван Эйеверве и Жакмин Бюк" (1551) Портрет...
Питер Пурбус "Портрет Яна ван Эйеверве и Жакмин Бюк" (1551) Портрет преуспевающего торговца вином из Брюгге Яна ван Эйеверве составляет пару к портрету его жены Жакмин. Оба портрета были написаны по случаю недавней свадьбы. Над головой торговца ангел держит его герб, сверху написан возраст изобра­жен­ного: 29 лет. Пурбус не стремился подчеркнуть богатство интерьера, его больше интересовал вид из окна дома купца, и именно там располагается самая интересная деталь картины - подъемный кран. Окна дома ван Эйеверве выходили прямо на Kraanplein, то есть на «площадь Крана» - так она называется и до сих пор. На этой площади находился огромный подъемный кран, с помощью которого выгружали товары с судов, приплы­вавших по каналам с моря. Еще одна маленькая шутливая деталь: на кране (kraan) стоит журавль (тоже kraan на нидерландском).
4532 

14.10.2021 20:18

"Пряхи, или Миф об Арахне" 1650-е Диего Веласкес Национальный музей Прадо...
"Пряхи, или Миф об Арахне" 1650-е Диего Веласкес Национальный музей Прадо, Мадрид. Перед нами масштабная картина, которую знаменитый социолог ХХ века Хосе Ортега-и-Гассет считал лучшей из поздних картин Веласкеса. Не избалованные всеобщим вниманием «Менины» с испанскими королевскими особами, а простонародных «Прях», написанных Веласкесом за три года до смерти (Прадо, где хранится полотно, датирует картину 1655 - 1660 гг), называет Ортега настоящей вершиной. Но для понимания картины, полное название которой «Пряхи, или Миф об Арахне», потребуется определённое интеллектуальное усилие. С первого взгляда не сразу и сообразишь, что именно перед нами происходит: никто из женщин не смотрит на зрителя, не посылает ему объяснительных сигналов. Позы прях на переднем плане настолько же реалистичны, насколько необычны. Обычно Веласкес писал королевских или придворных особ – они располагались лицом к зрителю и изображались в традиционной торжественной статике. А здесь мы видим героинь в ритмичном волнообразном движении. Некоторых – со спины. Других – наклонившимися, развернувшимися, присевшими – словом, полностью поглощенными работой. Помещение, где женщины заняты пряжей, темновато. Это заставляет вспомнить о ранних бодегонах Веласкеса – бытовых сценках, исполненных в манере Караваджо. А впереди, в смежной комнате, отделённой от нашей двумя массивными ступенями, потоком струится солнечный свет. Ортега-и-Гассет, кстати, полагал, что этот поток света, падающего слева, и есть протагонист (главный герой) картины. Свет щедро проливается на другую группу женщин в парадных пышных платьях. Рядом с ними располагаются музыкальные инструменты, а вся стена затянута гигантским дорогим гобеленом, изображение которого, при желании, тоже поддаётся расшифровке. Но прежде возникает вопрос: а что общего между этими двумя группками женщин? Чем они связаны? Почему эти два разнородных пространства Веласкес объединил? Причем не просто объединил, а подчинил принципу зеркальности. Композиционно эти группы аналогичны: по две героини справа и слева, а одна – впереди и несколько в глубине. Но уподоблены группы героинь на первом и втором планах только для того, чтобы тут же их противопоставить. «Здесь работают – там играют, здесь необработанная шерсть – там готовый гобелен, здесь отдёргивают портьеру, чтобы впустить свет, – там все залито светом, здесь крутится колесо прялки – там стоит виолончель, на которой никто не играет. Здесь пространство работы, ремесла, действия, там – созерцания, чистого искусства, - сравнивает искусствовед Марина Торопыгина, - две эти темы – ремесло и искусство – сопоставляются и в то же время как будто отражаются одна в другой». Однако оказывается, что связь между этими двумя группами персонажей, двумя разнородными мирами – гораздо глубже. Она не просто композиционная, но и смысловая. Дело в том, что, гобелен, который с таким вниманием рассматривают знатные дамы, рассказывает нам о… пряхах. Сравнительно недавно удалось установить, что изображение гобелена написано по мотивам картины Тициана «Похищение Европы». А это сразу же заставляет вспомнить о мифической пряхе Арахне. Согласно античной легенде, Арахна так возгордилась своим умением, что вызвала на поединок саму Афину – не просто богиню мудрости, но еще и изобретательницу веретена. Дерзость Арахны простиралась и дальше: она выткала на полотне эпизод из многочисленных любовных приключений отца Афины Зевса, а именно тот, где он похищает дочку сидонского царя Европу. Афина в назидание превратила Арахну в паука, чтобы ей вечно плести свою паутину (боязнь пауков так и называется – «арахнофобия»).
4378 

30.11.2021 22:02

В начале декабря на YouTube вышел документальный фильм «Музыка души и рэп...
В начале декабря на YouTube вышел документальный фильм «Музыка души и рэп...
В начале декабря на YouTube вышел документальный фильм «Музыка души и рэп реальной жизни», набравший за несколько дней почти полмиллиона просмотров. С первых минут влюбляешься в героев фильма и в съемочную группу, находящуюся за кадром. Талантливые молодые музыканты, ни разу не встречавшиеся друг с другом ранее, собираются в группы, чтобы определить победителя, который отправится в турне и сыграет на Ural Music Night – невероятном по замыслу и атмосфере фестивале, объединившим почти тысячу музыкантов, сотни тысяч жителей Екатеринбурга и гостей со всего мира. Альтист Андрей Зубенко, который стал прекрасным академическим музыкантом, а мог бы стать шахматистом, шестнадцатилетняя уличная певица Настя из Новосибирска, бариста Ксения из Екатеринбурга, как по волшебству собравшая вокруг себя мощный soul-band Pills me, потрясающая Кристина Облицова из маленького башкирского села Аскино и, конечно, группа «Мама» Татьяны Соколовой из Питера делают то, что называется простым слово «чудо». О чём этот фильм ️О музыке и юности, о том как поймать ритм и источник вдохновения, как найти силы посвятить себя любимому делу. В общем, 40 минут на одном дыхании! Посмотреть фильм можно тут https://www.youtube.com/watch?v=iUv72F35sr8 https://www.youtube.com/watch?v=iUv72F35sr8
4337 

15.12.2021 14:30

Ежегодно в американской пустыне Блэк-Рок в штате Невада проходит огромное...
Ежегодно в американской пустыне Блэк-Рок в штате Невада проходит огромное...
Ежегодно в американской пустыне Блэк-Рок в штате Невада проходит огромное событие, которые соединяет в себе искусство и людей. С 1986 года со всего мира на Burning Man ежегодно съезжается почти 80 000 человек. В 2020 году художникам из Екатеринбурга Burning Man выдал грант по программе Black Rock City Honoraria Grants. Из 750 заявок комитет грантовой программы выбрал 70, из России — только одну. Ирина и Станислав Шминке представят свой арт-объект, который называется DIPTOWN — город в овраге, утонувший в песках. В объекте видно только верхушку, а все остальное скрыто в глубине. В инсталляции может участвовать кто угодно. Желающие смогут дополнять арт-объект своим опытом, например, делиться своими вещами или придумывать истории про утонувший город. Выданный комиссией грант покроет только часть всей поездки, поэтому остальную часть художники собирают фандрайзингом и пожертвованиями. Сайт проекта Сбор на Тинькофф Анкета для волонтеров
3868 

29.04.2022 13:43

Рукоделие — главный тренд сезона! А еще самый доступный 

Рассказываем, как...
Рукоделие — главный тренд сезона! А еще самый доступный Рассказываем, как...
Рукоделие — главный тренд сезона! А еще самый доступный Рассказываем, как обновить свои старые вещи, используя главные тренды мировых модельеров с показов весна-лето 2022. Jil Sander отдает предпочтение различным видам вышивки: от бисера до французского узелка. С помощью таких деталей дизайн приобретает характер и фактуру. Попробуйте применить одну из техник на своей белой футболке. Chloe предлагает использовать ненужный текстиль (полотенце или постельное белье) для создания японских тапочек — дзори. Техника называется «nuno zori». Плетеный топ в технике макраме станет незаменимой вещью в летнем гардеробе. Для вдохновения взгляните на образы с показов Altuzarra или Magda Butrym. JW Anderson представил вязаную сумку, очень напоминающую авоську. Вы можете смело выбирать любые цвета и материалы, чтобы самостоятельно создать трендовый аксессуар. Модный дом Jacquemus использует хаотичное расположение жемчуга на трикотаже для свежих образов. Предлагаем заимствовать идею!
3737 

04.05.2022 13:35


Как вы там?
Не замерзли?

Пока готовлю лекции для закрытого клуба и с опаской...
Как вы там? Не замерзли? Пока готовлю лекции для закрытого клуба и с опаской...
Как вы там? Не замерзли? Пока готовлю лекции для закрытого клуба и с опаской смотрю на улицу, наслаждаясь домашним теплом, вспомнила, что уже рассказывала вам про тепло в русских домах. Думаю, самое время повторить эту историю! Ведь, «Чтобы не мерзнуть, на зиму нужно уезжать в Россию» И это слова не про сегодня. Это воспоминания французской художницы Виже-Лебрен, которая в конце 18 века пережидала французскую революцию при русском дворе. Француженка называла температуру в домах «весенней», восхищалась тёплом внутри домов и приятными запахами. Ведь комнаты окуривали уксусом и мятой, а ко многим богатым домам ещё и примыкали собственные зимние сады, где круглый год цвели цветы (извините за тавтологию) Слова из ее воспоминаний: «В Санкт-Петербурге можно вообще не заметить холодов, если с наступлением зимы совсем не выходить из дома, настолько у русских усовершенствованы способы поддержания тепла. Печи везде столь хороши, что в каминах, по сути дела, нет никакой необходимости; это не более чем предмет роскоши. На лестницах и в коридорах воздух такой же, как и в комнатах, двери между которыми держат открытыми без всякого от сего неудобства» Кстати, книга называется -Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве. 1795-1801 Очень интересный взгляд иностранца на жизнь в России с бытовыми подробностями В качестве иллюстрации - ее автопортрет PROинтересныефакты PROискусство18века
1265 

05.01.2024 17:51

Святки и колядки 

Были раньше развлечения, про которые мы сейчас уже забыли...
Святки и колядки Были раньше развлечения, про которые мы сейчас уже забыли...
Святки и колядки Были раньше развлечения, про которые мы сейчас уже забыли - перед Рождеством и Крещением гадать и колядовать. Называется этот период - Святки. Если с гаданием все более менее понятно, то вот слово «колядовать» - вызывает вопросы. Что это такое? Хождение по домам ряженых (в масках и вывернутых наизнанку шубах) и сбор угощений Колядовать нужно было минимум втроем! Традиционно есть три роли, без которых в колядки ну никак не обойтись. Первая и самая главная - звездарь. Он несет путеводную звезду на длинном посохе - это напоминание о Вифлеемской звезде, которая зажглась в небе в Рождественскую ночь. Второй важный в колядках человек - звонарь. По названию, думаю, понятно, что он идет с колокольчиком и звонит , оповещая всех, что пора выходить с «дарами» для колядующих. Третья роль - пожалуй, самая серьезная, - это мехоноша. Он несет мешок, в который все угощения и складывают Интересный момент - в руки колядующие ничего не берут, люди должны сами положить все в мешок. Если не было угощений, то клали деньги. Пока колядующие ходили по домам, они пели щедровки. И да, колядующих одаривали в обмен на песни и танцы. Просто так постучать в дверь было нельзя, надо было хозяев дома сначала развлечь, а только потом наполнять мешок Такая вот интересная и почти забытая традиция Константин Трутовский. Колядки в Малороссии. 1864 PROинтересныефакты
1282 

06.01.2024 15:42

Первая картина Сурикова 

Ближайшие 4 недели по субботам буду рассказывать про...
Первая картина Сурикова Ближайшие 4 недели по субботам буду рассказывать про...
Первая картина Сурикова Ближайшие 4 недели по субботам буду рассказывать про Сурикова, так что поделюсь пока с вами интересными фактами из его творческой биографии. Думаю, он один из самых известных русских живописцев. Его «Боярыню Морозову» знает каждый, кто более менее интересуется искусством. Но вы когда-нибудь задумывались, как выглядели первые работы известных нам художников? Думаю, что нет, а зря! Это интересно На лекциях в клубе всегда их показываю. Но сейчас не об этом. Вашему вниманию работа Василия Сурикова, сибиряка по происхождению и потомка казаков, которую он написал в 14 лет Под чутким руководством своего первого учителя, конечно. Но все же. Такой юный возраст, а какая прекрасная свето-воздушная перспектива. Выполнено произведение акварелью и называется «Плоты на Енисее». 1862 А вы как в 14 лет рисовали? PROинтересныефакты PROсуриков
1324 

11.01.2024 10:59

Зима Шишкина

Что олицетворяет зиму лучше, чем заснеженный лес?

Вот и Шишкин...
Зима Шишкина Что олицетворяет зиму лучше, чем заснеженный лес? Вот и Шишкин...
Зима Шишкина Что олицетворяет зиму лучше, чем заснеженный лес? Вот и Шишкин тоже думал, что лучшего образа этого времени года не найти Поэтому вашему вниманию картина Ивана Шишкина, которая называется «Зима». Написана она была в 1890м году. Теперь давайте к интересным деталям. За что мы любим Шишкина? За детали и поразительную четкость, с которой он прописывает каждый элемент на своих картинах. Как у него это получалось? Летом Шишкин работал на природе, иначе говоря, на пленэре. А вот зимой на пленэре не поработаешь … холодно Поэтому художник освоил фотографии! Ходил зимой на прогулку, делал фотофиксацию пейзажа, а потом работал с проявленными негативами в мастерской. Что еще сильно впечатляет на этой картине - это мастерски прописанный снег ️ если приглядитесь, то он очень разный. И еще интересный момент! Птичка! Слева от центра картины можете увидеть дерево. Вот там на ветке сидит Сразу ее зритель обычно не замечает, но! Это очень важная точка на картине, которая фиксирует наш взгляд и оживляет произведение. P. S. В закрытом клубе на лекциях, когда разбираем пейзажи художников, всегда обращаем на такие детали внимание PROинтересныефакты PROшишкин
1325 

15.01.2024 17:20

Царский кот

Были ли домашние питомцы у русских царей?
Да, были! 
В основном...
Царский кот Были ли домашние питомцы у русских царей? Да, были! В основном...
Царский кот Были ли домашние питомцы у русских царей? Да, были! В основном, коты У второго правящего Романова, Алексея Михайловича, был домашний кот, с которого даже целый портрет написали Называется он «Подлинное изображение кота великого князя Московии». То, что вы видите - гравюра. Выполнена она Вацлавом Холларом в 1661 году и является самым ранним изображением кота на территории России. Знаете теорию о том, что питомцы похожи на своих хозяев? Вот и про этого кота говорят, что он, на самом деле, является образом царя Алексея Михайловича в виде кота Мол, художник передал и характер, и черты лица монарха. У сына Алексея Михайловича, великого реформатора Петра 1, тоже был кот! Звали его Василий и он был назначен почетным членом царской семьи. Петр 1 так любил питомца, что даже издал указ «иметь при амбарах котов для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Такие кошачьи дела PROинтересныефакты
1275 

18.01.2024 17:06

Спасибо вам за отклик, дорогие мои читатели!

Как прекрасно, что, читая канал...
Спасибо вам за отклик, дорогие мои читатели! Как прекрасно, что, читая канал...
Спасибо вам за отклик, дорогие мои читатели! Как прекрасно, что, читая канал, вы можете открывать новое для себя Что еще интересного нужно знать про Аполлинария Васнецова? Он увлекся историей после своей любви к пейзажам. С другой стороны, при таком брате - это неудивительно. Васнецов-старший же собирал всякие древности, которые потом изображал на своих сказочных полотнах. Так вот Аполлинарий тоже в историю влюбился. Точнее, в старую Москву, которую, конечно, видеть не мог, но как он ее прочувствовал! На своих полотнах художник воссоздавал образ старого города - сначала деревянного, потом белокаменного. Но не все так просто… он еще и занимался научными изысканиями - раскопки проводил, в библиотеках искал старые планы города. Произведения Аполлинария Васнецова очень нравились публике картина, которую вы видите в иллюстрации, получила золотую медаль на выставке в Мюнхене. Называется - Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков). 1912 Что изображено? Башня, у которой происходит действие, в 17 веке стала пыточной. Про нее было сложено огромное количество легенд. Например, что на стене появляется кровавое пятно. Люди в красных кафтанах - это стрельцы. То есть войска, которые служили государи. Такие русские «мушкетеры» P. S. В учебниках по истории вы точно видели его картины. Их часто используют в качестве иллюстраций PROваснецов PROинтересныефакты PROмистика
814 

15.05.2024 10:43

А это точно шедевр?

Ну, узнали картину? Уверена, что вы отвечаете: «Да, это же...
А это точно шедевр? Ну, узнали картину? Уверена, что вы отвечаете: «Да, это же...
А это точно шедевр? Ну, узнали картину? Уверена, что вы отвечаете: «Да, это же «Незнакомка»!» А вот и нет! Называется произведение «Неизвестная». И это правда один из самых известных шедевров нашего искусства. Может потягаться с «Богатырями» Васнецова и «Утром в сосновом лесу» Шишкина. Думаете, я хотела проверить ваши знания? Ну конечно нет! У меня есть интересность, которую мало кто знает и которой хочу с вами поделиться. Поймете, почему я очень улыбаюсь, когда мне говорят, что персонаж на картине им сильно нравится (да-да, опять настаиваю на необходимости знать историю и историю искусства хотя бы поверхностно, чтобы не попадать в неловкие ситуации. А то про западное искусство все рассуждают, а наших художников назвать не могут) Так кто же это за интересность? Кто эта «Незнакомка», которая занимает свое почетное место на стенах Третьяковской галереи? Начну с того, что сам коллекционер Павел Третьяков изначально отверг этот шедевр и не купил. В коллекцию галереи картина попала лишь в 1925 году при советской власти. А современники создателя произведения, художника Крамского, за «Неизвестную» осудили. Им не понравилось чересчур салонное отношение к женской красоте, да и дразнящая чувственность женщины, изображенной на портрете, вызывала много вопросов. Молодая красивая дама, изображенная в открытом экипаже, была буквально пощечиной для морали конца 19 века. Почему? Потому что для современников Крамского было очевидно, что женщина, не прячущаяся за вуалью и передвигающаяся в открытом экипаже на Невском, получила свои наряды и украшения, заплатив своим целомудрием. Проще говоря, «Неизвестная» - это содержанка (куртизанка). При этом и осанка, и надменный взгляд, и поворот головы показывают презрительное отношение изображенной дамы к правилам светского общества. А сейчас в глазах зрителей «Неизвестная» стала воплощением утонченности и аристократизма, идеалом женской красоты и духовности. Ну-ну, духовности Иван Крамской. Неизвестная. 1883 PROинтересныефакты PROразборкартины
698 

15.06.2024 12:02


День медика 

Сегодня, кстати, день, когда нужно поздравить тех, кто спасает...
День медика Сегодня, кстати, день, когда нужно поздравить тех, кто спасает...
День медика Сегодня, кстати, день, когда нужно поздравить тех, кто спасает жизни и следит за нашим здоровьем. То есть врачей Ну и в честь этого показываю вам искусство на медицинскую тему️ Перед вами картина Александра Лактионова, написанная в 1965. Называется «После операции». Название говорящее, конечно. Но все же что тут изображено? Кто эти люди? Рассказываю! Это второй этаж Института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского в Москве, а точнее, кабинет хирурга Сергея Юдина. Его фигуру в белом халате, шапочке и фартуке точно найдете на картине в руках Юдин держит колбу с кровью. И это не просто так. Ведь он стал первым, кто успешно перелил трупную кровь во время операции. Обсуждение этого события, произошедшего в 1930м году, изображено на полотне. Хирург сидит в окружении своих коллег (А. Бочаров, Д. Арапов, Б. Розанов), вероятно, и обсуждает. Картина, кстати, изначально должна была называться «Подвиг ученого». И еще из интересного - Лактионов начал ее писать, когда хирурга уже не было в живых. Так что, чтобы написать Юдина, пользовался уже созданными ранее живописными и скульптурными портретами хирурга. PROинтересныефакты
700 

16.06.2024 19:49

Самый известный пейзаж в русской живописи 

Кто не знает Шишкина?

Шишкина...
Самый известный пейзаж в русской живописи Кто не знает Шишкина? Шишкина...
Самый известный пейзаж в русской живописи Кто не знает Шишкина? Шишкина знают все И его картину «Утро в сосновом лесу», конечно, тоже. Мы уже выяснили, что картина очень популярна благодаря конфетам Но не только в них дело! Произведение действительно шедевр. Пожалуй, еще и самый фотогеничный в Третьяковской галерее. Перед ним всегда толпятся люди в ожидании возможности сделать удачный кадр. Так почему же это все-таки шедевр? ️Потрясающая реалистичность изображения. Шишкин вообще был очень дотошным художником, выписывал каждый листик и травинку в пейзажах. Такой у него был творческий метод ️Светопередача. Объясню по названию мы догадались, что здесь изображено утро. А если смотреть на полотно, не зная, как оно называется, что нам намекает на то, что это именно начало дня? Внимательно присмотритесь к лесу. Его еще окутывает голубоватый утренний туман ️ а верхушки деревьев уже окрашиваются в золото дня. Ну красота же! ️ «Утро в сосновом лесу» было сразу принято и современниками художника, и коллекционерами. Третьяков сразу приобрел картину в свою коллекцию. Вы когда-нибудь задумывались почему? А потому что это был большой прорыв для нашей школы живописи. Еще за 50 лет до этого пейзажи у нас были совсем иными.. если художники и писали природу, то либо выдуманную, либо итальянскую. А тут такая любовь к своему, родному, воплощенная на холсте с мастерством Третьяков это прекрасно знал и понимал в истории искусства он разбирался. Что еще интересного? Есть у этой картины маленький секрет. На самом деле, подписана она была изначально двумя авторами - Константином Савицким и Иваном Шишкиным. Почему так получилось? История темная. Можно встретить иноформацию о том, что медведей написал не Шишкин, а второй художник, якобы у Шишкина животных плохо получилось изображать … но это не правда. Скорее всего, первоначально идея произведения принадлежала именно Савицкому. И Иван Иванович, как честный человек, не мог коллегу по цеху в авторах картины не указать. Правда, Третьяков потом имя второго художника стер так что сейчас у «Утра в сосновом лесу» только одна подпись - Шишкина. В качестве иллюстрации - Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889 P. S. Согласитесь, когда знаешь детали и понимаешь, какую роль играло произведение в истории нашего искусства, картины совсем иначе воспринимаются? удовольствия от их созерцания в разы больше! Поэтому я за систему и за то, чтобы знать, как наше искусство развивалось и изменялось сквозь года ️ и поэтому столько интересностей вам рассказываю PROшишкин PROинтересныефакты PROживопись
683 

17.06.2024 19:32

Первая запрещенная картина, историческая ошибка и самоубйиство. Часть 1

Новый...
Первая запрещенная картина, историческая ошибка и самоубйиство. Часть 1 Новый...
Первая запрещенная картина, историческая ошибка и самоубйиство. Часть 1 Новый день - новые знания про наше искусство и историю Как всегда - интересно! Итак, вы знали, что в искусстве тоже была цензура? Надо сказать, еще какая! Картина, которую вы видите в иллюстрации к посту, называется «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 1883 -1885 Написано произведение Ильей Репиным. Так вот картина была запрещенной! Но об этом чуть позже давайте разберемся с сюжетом и немного с историей Что здесь изображено? Эпизод из жизни царя Ивана Грозного. Некоторые исторические источники пишут, что государь в сильном гневе нанёс смертельный удар своему сыну царевичу Ивану. А правда ли это? Ну, Репин в такой версии исторических событий не сомневался. Ведь об этом писали историки Ключевский и Карамзин. А они откуда взяли эту информацию? Из трактата «Московия» Антонио Поссевино, написанного в 1586 году. Антонио был папским легатом (то есть личным представителем) и секретарем ордена иезуитов. Что Поссевино делал в Московском царстве? Был посредником в переговорах между правителем Речи Посполитой (с которой мы очень долго воевали за выход к Балтийскому морю) и русским царем. Так вот Поссевино был тем, кто версию об убийстве Иваном Грозным своего сына в историю и «вписал». Но есть нюанс … В 20 веке, когда изучали останки царевича Ивана Ивановича, обнаружилось, что в них очень много ртути. Конечно, ее тогда использовали в качестве лекарства, но в умеренных дозах … Так что есть и вторая версия: царевича Ивана отравили а факты потом несколько исказили. Но вариант развития событий, согласно которому отец убивает своего сына, описанный папским представителем, прочно вошел в нашу историю и был очень популярен в 19 веке (да и сейчас тоже) Собственно, этот сюжет Репин на картине и живописал. Но как на это отреагировала власть и общество? Скоро расскажу! PROинтересныефакты PROживопись
669 

19.06.2024 12:11

По всем вопросам пишите на admin@art-todays.ru