Назад

"Сельский крестный ход на Пасхе" 1861 г. Василий Григорьевич...

Описание:
"Сельский крестный ход на Пасхе" 1861 г. Василий Григорьевич Перов Государственная Третьяковская галерея. В 1861 году незаконнорожденный сын прокурора из Тобольска, Василий Иванович Перов, получил золотую медаль Императорской академии художеств и право на заграничную поездку. Молодой талант «отблагодарил» академическое начальство и написал "Сельский крестный ход на Пасхе", картину «безнравственную, аморальную, дерзкую и глумливую». Зрители увидели в сюжете сатиру, а церковные власти обвинили художника в том, что тот выбрал из жизни единичный грязный эпизод и осознанно подчеркнул человеческие пороки и слабости. Представители Синода выразили протест и потребовали снять полотно с экспозиции. За создание «Сельского крестного хода на Пасхе» Перову прочили новую командировку – на Соловки. Мнения критиков разделились: одни увидели в художнике защитника народа и обличителя социальных пороков, другие – рисовальщика неприглядных сторон жизни, который убивает высокое искусство. Пока в обществе бушевали споры, меценат Павел Третьяков выкупил картину, выставил в галерее и силой авторитета защитил Перова от недовольства властей. Василий Перов видел героев будущих полотен с раннего детства. Внебрачный ребенок не имел права на титул и состояние отца и до конца жизни не избавился от денежных проблем. Поэтому талантливый художник выбирал для полотен знакомые и волнующие сюжеты: деревенский быт, попрошайничество, дележ наследства, пьяный разгул. Перов стал основоположником живописного направления критического реализма. Калеки и нищие, инвалиды войны и крестьяне в лохмотьях, изможденные дети и беспробудные пьяницы оживали на холстах и рассказывали о голоде, грязи и серости больше, чем сатирические памфлеты. Чем же не угодила картина «Сельский крестный ход на Пасхе» власти и духовенству? Зритель видит нестройное пьяное шествие с иконами и хоругвями на фоне хмурого весеннего деревенского пейзажа. Из крестьянской избы вываливается паства со священником. Духовное убожество персонажей затмевает физическое. Священник в праздничном облачении глядит осоловевшим взглядом, наступил на пасхальное яйцо, опустил крест и едва стоит на ногах. Рядом двое крестьян – один пытается встать на ноги, другой спит беспробудным сном. Молодая крестьянка с обшарпанной иконой в руках поет молитву и направляется в иную от процессии сторону. На крыльце хозяйка дома поливает водой и пытается привести в чувство упившегося мужа. Старичок в лохмотьях несет перевернутую икону и не замечает конфуза. Художник удивительно передал состояние трех персонажей во главе процессии, крестьян в праздничной одежде - двое пьяны и веселы, а третий, обращенный к зрителю спиной, окутан четко читаемым ореолом трезвости и осуждения происходящего безобразия. Пасмурный весенний пейзаж, голые ветви деревьев, лужи и грязь под ногами усиливают настроение, а пейзаж с глубокой перспективой показывает – путь к храму долог и утомителен и участники шествия точно не доберутся в «приличном виде». Так что за послание спрятал Перов в картине «Крестный ход на Пасхе» - злую критику духовенства и существующего образа жизни или отражение бытовых крестьянских реалий? Священники не получали зарплату от Российской империи, поэтому для увеличения дохода придумали ритуал пасхального «славления»: отправлялись по крестьянским подворьям, заходили в избы и исполняли церковные песнопения. Сельский крестный ход на картине Перова проходит в «светлую седьмицу» - неделю после празднования Пасхи. Процессия неделю месила грязь, волочилась по дворам в ожидании денежных пожертвований. Крестьяне, для которых весенняя пора была голодной и тяжелой, считали шествие «обдираловкой», приберегали остатки продовольствия и расплачивались с попами спиртным, а после выпроваживали гостей из избы. Перов не писал сатирический сюжет, «Сельским крестным ходом на Пасхе» художник показывает обыденную крестьянскую жизнь в период реформ 1861-го года без пафосного драматизма и прикрас. На холсте ожила Россия времен отмены крепостного права: хмурая и грязная страна, которая утонула в невежестве и безверии. ВасилийПеров Реализм

Похожие статьи

"Маленькая девочка в синем кресле" 1878 г. Мэри Кассат Национальная галерея...
"Маленькая девочка в синем кресле" 1878 г. Мэри Кассат Национальная галерея искусства, Вашингтон. Один из первых и лучших детских портретов Кассат, который, к тому же, зафиксировал переход художницы от реалистичной манеры живописи к импрессионизму. Эту картину вместе с десятью другими работами Кассат представила на четвертой, дебютной для нее выставке импрессионистов в апреле 1879 года. В создании «Маленькой девочки в синем кресле» непосредственным образом участвовал Эдгар Дега. Художники познакомились в 1877 году. Дега не только предложил американской коллеге выставляться с импрессионистами, но стал ее другом и наставником. Для картины позировала дочь одного из друзей Дега. Брюссельский грифон, изображенный в одном из кресел, — подарок художнице, который преподнес опять-таки Дега. Декоративная порода собак полюбилась Кассат во время путешествия в Антверпен в 1873 году. Обзаведясь первым щенком, она не расставалась с собаками этой породы до конца жизни. Позже Кассат неоднократно писала портреты женщин и детей, держащих на руках ее грифонов. В письме известному парижскому арт-дилеру Амбруазу Воллару Кассат призналась, что Дега помогал ей работать над фоном «Маленькой девочки в синем кресле». Многолетние исследования, проводившиеся в Национальной галерее искусства (Вашингтон), где хранится картина, подтвердили, что на ней есть следы кисти Дега. Кассат хотела представить картину в американском павильоне Всемирной выставки в Париже (1878 год), которая стала знаковым событием того времени. К примеру, соотечественник художницы Томас Эдисон презентовал там свои новые изобретения — мегафон и фонограф. Художница направила жюри «Маленькую девочку в синем кресле» и еще одну работу, название которой до сих пор неизвестно. «Неопознанную» картину включили в экспозицию, а вот детский портрет в импрессионистском стиле отклонили. Узнав об этом, Кассат была в ярости. Картина долгое время находилась в частных руках, пока в 1983 году тогдашние владельцы, чета Меллонов, не подарили ее вашингтонскому музею. Что же не понравилось жюри американского павильона, но восхитило зрителей выставки импрессионистов и до сих пор пленит любителей живописи? Сюжет картины предельно прост. Маленькая девочка, которая только что, судя по всему, бегала по комнате, расположилась в ярко-синем кресле. Взгляд у ребенка слегка недовольный. Девочке скучно, она, раскинув ноги в стороны, практически сползает с кресла, как часто делают непоседливые дети. Юбка задрана, колени оголены — приверженцев академической живописи, скорее всего, смущала именно «телесность» картины. Во второй половине XIX века детей все еще изображали как ангелочков — в чинных позах, в рюшках и со спокойным ясным взглядом. Импрессионизм, который декларировал «искренность в искусстве», отвергал такой подход. Кассат была одной из тех, кто стал изображать детей принципиально по-новому, в их «естественной среде». При помощи ограниченной палитры красок, широких мазков и ассиметричной композиции Кассат придала картине внутреннюю динамику. Свет, входящий в комнату через расположенные сзади двери, оживляет текстуру и рисунок неодушевленных предметов. Этот визуальный эффект усиливают энергичные мазки, с помощью которых выполнены бессистемно расставленные синие кресла и коричневато-серый пол. В противовес мебели девочка и собака изображены в состоянии покоя. Зрителям понятно, что художница «выхватила» момент между играми. Наклонная плоскость изображения и «обрезка» кресел выдают в картине влияние Дега и японской графики. Теоретики искусства называют «Маленькую девочку в синем кресле» одной из самых дерзких для своего времени иллюстраций детства. Картина Кассат передает то чувство несправедливости и беспомощности, которое ощущает подвижный ребенок, скованный социальными ограничениями взрослого мира. МэриКассат Импрессионизм _history
5230 

07.05.2021 20:47

"Встреча иконы" 1878 г. Константин Аполлонович Савицкий Государственная...
"Встреча иконы" 1878 г. Константин Аполлонович Савицкий Государственная Третьяковская галерея. Картина «Встреча иконы» написана художником в Динабурге. Этот период большинство исследователей считает самым плодотворным в творчестве Константина Савицкого. По определению критика Владимира Стасова, у Савицкого очень сильно «хоровое начало». И действительно, ему удивительно достоверно удавалось передавать всеобщие настроения. Учитывая современную ему русскую действительность, чаще всего это были народная скорбь, тоска, отчаянье, а отнюдь не веселье. Картина стала откликом художника на события русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в которой погиб муж сестры Савицкого, оставив на его попечение вдовую сестру и двух маленьких детей. Картина демонстрировалась на восьмой выставке передвижников. Стасов начал свой отчет о посещении выставки с этой работы: «Господин Савицкий нежданно-негаданно привез на передвижную выставку картину, хотя и небольшую, но превосходную, хотя и грязно и серо написанную, но полную такого содержания, таких типов и такой правды, которые делают ее одним из самых значительных и важных созданий станковой русской школы». Насчет «грязно написанной» – многих передвижников упрекали в пренебрежении колористикой ради дидактики. Прямо на выставке картину купил Павел Третьяков. Наслушавшийся про тусклость колорита Савицкий рвался внести в картину изменения, однако Третьяков к этой идее отнесся неблагосклонно. Впрочем, скудные цвета позволили довольно достоверно изобразить среднерусскую глубинку: дело к осени, солнца не видно, рассеянный свет пробивается сквозь облака. Композиционным центром картины является икона Богоматери – это самое светлое пятно, вокруг нее построено всё остальное, она разделяет присутствующих на две группы: привезшие икону и пришедшие к ней. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство молящихся – женщины. Мужчины-то на войне. Несложно догадаться, какая главная молитва крестьянских баб – возвращение мужей, сыновей, отцов живыми и невредимыми. В толпе крестьян выделяется фигура высокого мужчины. Он стоит со сложенными руками, не бьет поклоны, на лице его печаль. Вероятно, таким образом Савицкий изобразил ушедшего «в народ». Картина Савицкого перекликается с известной работой Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии». Но если у Репина «энциклопедия русской жизни», то Савицкий – певец именно крестьянства, не зря его называли «печальником горя народного» и проводили параллели между ним и Некрасовым. На бытийность репинского шедевра «Встреча иконы» не претендует, зато глубину мольбы и отчаяния крестьян Савицкому удалось передать в полной мере. Савицкий в принципе не силен в том, чтобы сделать из бытового мифологическое, скорее ему свойственно обратное – чрезмерное очеловечивание изображаемых, что в одних случаях на пользу картине, а в других, пожалуй, что и нет. К примеру, написанию «Встречи иконы» предшествовала забавная история. В периоды тяжкого финансового положения в Динабурге Савицкий пытался писать иконы. Но в церковь их не приняли, поскольку образы святых мучениц и Богоматери слишком походили на симпатичных родственниц художника, с которых и писались. КонстантинСавицкий Реализм _history
3672 

28.05.2022 21:37

​​️Ярмарка Art Basel упростила правила для иностранных посетителей.

️В Музеях...
​​️Ярмарка Art Basel упростила правила для иностранных посетителей. ️В Музеях...
​​️Ярмарка Art Basel упростила правила для иностранных посетителей. ️В Музеях Кремля открылась выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе». Выставка организована в перекрестный год межрегионального сотрудничества России и Франции ️Радиостанция «Орфей» запустила первую в России медиаплатформу академической музыки. Платформа бесплатная для пользователей ️Музейный квартал планируют создать в бывшем военном городке в Новосибирске. ️7 новых выставок представил MAMM в честь своего 25-летия! Одна из них — «Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии. 1860—1970-е годы». Выставка также является кратким конспектом истории русской фотографии на протяжении столетия. В то же время экспозиция позволяет проследить, как менялась жизнь в стране, переживавшей исторические и социально-политические катастрофы, и то, какую разную роль в течение этого периода играла фотография. Фото: Сергей Прокудин-Горский. Портрет Льва Толстого. 23 мая 1908. Фототипия. Собрание МАММ https://telegra.ph/file/0f1eafb42e70f7e11b5de.jpg
4619 

22.09.2021 20:20

Скорбящая юность
1916
Джордж Клаузен
Имперский военный музей, Лондон

Сюжет...
Скорбящая юность 1916 Джордж Клаузен Имперский военный музей, Лондон Сюжет...
Скорбящая юность 1916 Джордж Клаузен Имперский военный музей, Лондон Сюжет навеян трагическими событиями в семье автора в Первую мировую. В то время художник писал в стиле «сельский натурализм» (изображал деревенские сцены), но, в отличие от других, Клаузен подчёркивал нищету и тяжёлый труд в сельских районах Британии, суровые условия жизни простых людей. Жених младшей дочери художника, Джерейнт Пейн, был убит во время Первой мировой войны. Это событие и горе дочери вдохновили художника на создание картины. В этой картине Клаузен отошёл от привычного для него натурализма и вернулся к своим более ранним своим работам, созданным под влиянием французских символистов. Обнажённая девушка, олицетворяющая молодость, стоя на коленях, низко склонилась в охватившем её горе перед деревянным крестом на могиле. В глубине картины, находятся затопленные водой воронки от взрывов снарядов. Нагота фигуры в сочетании с бесплодным пейзажем подчёркивает печаль и пустоту смерти.
4366 

10.12.2021 16:21

"Лосиный остров в Сокольниках" 1869 г. Алексей Кондратьевич...
"Лосиный остров в Сокольниках" 1869 г. Алексей Кондратьевич Саврасов Государственная Третьяковская галерея. «Лосиный остров в Сокольниках» подвел итог исканиям Саврасова в 1860-е годы. Художник окончательно преобразил заигрывания с романтизмом в зрелый и безусловно своеобразный реализм, несущий на себе отпечаток символизма. Именно по этому параметру проходит ключевое отличие Саврасова от реалиста Шишкина. Шишкин пишет великолепный сосновый бор, а Саврасов – единение земли и неба, русскую тоску, слитую неразрывно с тихой нежностью и печалью. При этом с точки зрения реалистической техники картина безупречна. Каждая травинка тщательно прорисована, интонация художника повествовательная. Он не призывает к чему-либо, а словно неспешно рассказывает, что да как происходит на Руси. Картина в 1870 году получила первую премию на выставке Московского общества любителей художеств. Павел Третьяков сразу же приобрел ее, что было серьезным показателем успеха – Третьяков знал, на что стоит обращать внимание. Центр картины – сосны, вытянутые верхушками к небу. Саврасов вообще любил вертикальную символику деревьев, знаменующую понятно какое духоподъемное устремление. Впрочем, далеко в дебри символизма художник не уходит, он пишет не символ и не метафизические образы, а лес и животных. Жизненности картине придают бытовые детали, в изображении которых Саврасов был непревзойденным мастером: сонные коровы, выщипанная трава вокруг них, болотистые лужи на переднем плане и отражения облаков в них. Перед нами столь любимый Саврасовым среднерусский пейзаж. Настроение его довольно мрачное и при этом обыденное, безысходность, смешанная со смирением и приятием, – такова эмоциональная наполненность «Лосиного острова». В сравнении картиной «Весна. Сельский вид», написанной за пару лет до "Острова", палитра и настроение художника значительно темнее и мрачнее – не только в буквальном смысле. «Сельский вид» пропитан ощущением светлой лирической грусти, смутной, потаённой весенней тяги и не озвучиваемой, но явной надежды на перемены, которые может принести этот цветочный вихрь, осыпающийся с деревьев от порывов свежего ветра. Небо написано прозрачными, сияющими красками, картина оставляет ощущение полета и наполняет радостью, хоть она и неизбывно слита с печалью. В «Лосином острове» не осталось ни прозрачных красок, ни сияния, ни надежды на весенний ветер. Да и весны не осталось, она давно позади, а впереди лишь осень, а затем зима, и, если смотреть с этого острова, они кажутся бесконечными. АлексейСаврасов Пейзаж Реализм _history
3815 

01.05.2022 20:37


Знаете, большинство, так называемых, классических произведений, которыми мы...
Знаете, большинство, так называемых, классических произведений, которыми мы...
Знаете, большинство, так называемых, классических произведений, которыми мы сейчас восхищаемся, любим, считаем шедеврами и НАСТОЯЩИМ ИСКУССТВОМ, которому ну точно место в музее, (хотя «а судьи кто?») не воспринимались современниками вообще. Для примера - Перов, печальный и депрессивный, показывающий пороки общества, в середине 19 века не считался достойным быть показанным на выставке. И вот что вы скажете, смотря на его полный гадости «Сельский крестный ход на Пасхе»? Искусство? Конечно для нас это уже искусство, ведь это классика. Только вот картину эту его показывать настоятельно не рекомендовали. А с выставки, где ее представили в первый раз, вообще убрали так что все очень и очень относительно. И когда-нибудь то современное, что мы считаем недоискусством, будет классикой для следующих поколений PROподушам
3395 

15.08.2022 20:19

​​️Фирма Guess использовала репродукции работ Бэнкси без согласия автора. В...
​​️Фирма Guess использовала репродукции работ Бэнкси без согласия автора. В...
​​️Фирма Guess использовала репродукции работ Бэнкси без согласия автора. В ответ художник призвал воровать одежду из магазинов бренда. ️В Перми появится палеонтологический музей с открытой лабораторией, где каждый желающий сможет увидеть процесс обработки будущих экспонатов. ️Суд оправдал охранника Ельцин Центра, нарисовавшего глаза на картине ученицы Малевича. ️Первый в России сельский театр поставит экспериментальный спектакль по Толстому. Театр из поселка Мотыгино Красноярского края возродит в Сибири формат домашнего театра. ️Заброшенная швейная фабрика Карифабрика в городе Дилижан станет первым крупным культурным кластером в Армении. Проект откроется в конце 2024 года. А уже сейчас свободные художники сделали стрит-арт проект во дворе фабрики. «Фабрика даст экономический рост городу, будут открыты новые рабочие места, также ремесленники получат мастерские. Сейчас проект на стадии заброшенного центра, но скоро начнутся работы по реконструкции здания», — дали комментарий для Newsart инициаторы проекта. https://telegra.ph/file/95bdfc898631a095e9d37.jpg
2790 

21.11.2022 17:27

По всем вопросам пишите на admin@art-todays.ru