Назад

"Смерть Гармонии" 1741 г. Жан Батист Пьер-мари Метрополитен-музей, Нью-Йорк....

Описание:
"Смерть Гармонии" 1741 г. Жан Батист Пьер-мари Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Смотреть в высоком качестве Гармония (др.-греч. Ἁρμονία) — в древнегреческой мифологии богиня согласия, олицетворение счастливого брака. Дочь «противоположных» богов Ареса и Афродиты, по другой версии, дочь Зевса и Электры. Жена Кадма, мать Автонои, Агавы, Ино́, Семелы и Полидора, сестра Иасиона. Воспитана плеядой Электрой. Афина и Гефест подарили ей «платье, окрашенное преступными составами» (vestis sceleribus tincta), по которому их потомки должны были быть опознаны как запятнанные преступлением, греховные. _history

Похожие статьи

​​️В Эрмитаже продолжает работу выставка «Две Пальмиры: реальная и...
​​️В Эрмитаже продолжает работу выставка «Две Пальмиры: реальная и...
​​️В Эрмитаже продолжает работу выставка «Две Пальмиры: реальная и виртуальная».   Экспозиция развивает острую тему: реально существующий город, разрушенный несколько раз, и его виртуальные воплощения, направленные на сохранение облика города.   Я уже рассказывала вам, что готовится полная цифровая модель Венеции. Недавно я общалась с подводными археологами и была просто шокирована, открыв целый мир цивилизаций, который сегодня находится под водой.   ️Во Франции объявили номинантов премии «Сезар». ️Фотовыставка о животных из приютов открылась на Цветном бульваре в Москве. Питомцев можно приютить! ️ГМИИ им. Пушкина рассказали о предстоящей выставке «Билл Виола. Путешествие души». Это будет первая в России ретроспектива классика видеоарта.   Билл Виола один из моих любимых современных художников. Сила стихий, религиозные и античные сюжеты, время и пространство — это все о Билле Виола. «Все художники эпохи Возрождения были одержимы изображением движения — развевающиеся одежды, морской шторм… — но Джотто был первым, кто использовал абсолютный эмоциональный реализм», — говорит художник. Ведь именно Джотто считают родоначальником эпохи Возрождения. Он начал писать небо голубым цветом — первый шаг к реализму. До этого небо изображалось золотым по канонам готики, как знак небесного Божественного света. Только послушайте: На фото я выбрала для вас инсталляцию «Вознесение Изольды». Виола изобразил Изольду восходящую из глубины к лучу света. Это прямая аллегория настолько глубокой и сильной любви Тристана и Изольды, что она не помешается в материальных телах героев и выходит за пределы земной жизни. Вода для Виолы — признак сильных эмоциональных чувств. Мгновенно вспоминаю «Песнь песней Соломона» — «ибо крепка, как смерть любовь... большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее». Фото: Stella Art Foundation https://telegra.ph/file/9e547b09b945ef133fe82.jpg
5595 

10.02.2021 21:21

Иероним Босх  Смерть скупца 1500 Иероним Босх (около 1450-1516)) - ярчайший...
Иероним Босх  Смерть скупца 1500 Иероним Босх (около 1450-1516)) - ярчайший представитель Северного Возрождения, художник, чья личность не перестаёт оставаться загадкой, а творчество - источником вдохновения для современных художников, дизайнеров и кинематографистов. Сюжет картины взят из популярного во временя Босха трактата «Искусство умирать», в котором смерть человека рассматривается как итог бездарно либо праведно прожитой жизни. А мерой вещей является то, принимает ли умирающий заветы Христа или отвергает их. Перед такой же дилеммой оказывается и персонаж картины Босха. Зрителю открывается спальня со сводчатым высоким потолком и кроватью под пологом, на которой привстал измождённый умирающий. Смерть, традиционно изображаемая в виде скелета, завёрнутого в белый саван, заглядывает в его дверь. Она наводит на умирающего стрелу, но медлит в нерешительности. У скупца на смертном одре всё еще остаётся шанс на спасение. Накануне смерти он оказывается перед тем же выбором, который искушал его при жизни: деньги или спасение, кошелёк или вечная жизнь. С одной стороны ангел, заботливо поддерживающий больного сзади, указывает на распятие в арке оконного проёма под потолком. С другой стороны, дьявол в обличье невиданного монстра протягивает ему денежный мешок. И хотя Новый завет предостерегает о том, что «не можете служить Богу и маммоне» (обогащению), скупец отворачивается от ангела и инстинктивно тянет руки за мешком с деньгами. Вокруг резвятся разнообразные темные существа. Очевидно, это духи преисподней, слетевшиеся, чтобы склонить умирающего на свою сторону. Но окончательный выбор всё еще не сделан. Пока стрела смерти не пущена, у скупого остаётся шанс отвергнуть дьявола и последовать за ангелом в рай. художник Босх живопись галерея арт искусство лебедиЛеонардо
5716 

20.02.2021 14:54

Климт вообще был художником ищущим. Если взять ранние его работы, сложно будет...
Климт вообще был художником ищущим. Если взять ранние его работы, сложно будет...
Климт вообще был художником ищущим. Если взять ранние его работы, сложно будет представить, что рисовал их и полотна знаменитого «Золотого периода» один и тот же человек. Впрочем, и «в золоте» художник не планировал задерживаться слишком долго – идти дальше помешала не старому ещё Климту смерть. Классическое построение фигур, привычная композиция, «традиционные» сюжеты, свойственные ему в начале карьеры, отошли со временем на второй план. Но именно работа оформителя, судя по всему, оказала большое влияние на формирование мастера. Разделение переднего и заднего плана с последующим «размытием» последнего (причина этого кроется не в лени художника, а в выделении таким образом происходящего на переднем плане) является очень характерным для Климта. Наиболее очевидным это становится, когда «в кадре» появляется человеческая фигура – художник тут же забывает о происходящем на заднем плане. Природа – жизнь и поэтому интересует Климта, но женщина для него является высшим воплощением жизни – именно поэтому на полотнах
5626 

29.01.2021 12:46

Жизнь и смерть Василия Верещагина.

Василий Верещагин (1842-1904) – один из...
Жизнь и смерть Василия Верещагина. Василий Верещагин (1842-1904) – один из...
Жизнь и смерть Василия Верещагина. Василий Верещагин (1842-1904) – один из наиболее выдающихся художников-баталистов в истории живописи. Родился в дворянской семье в Череповце, как и все его братья был отправлен в военно-учебные заведения, а именно – в Александровский кадетский корпус, после чего учился ещё в Морском кадетском корпусе, откуда выпустился в звании мичмана. Однако после окончания военной учёбы Василий не идёт служить, а поступает в петербургскую Академию художеств. Следующие несколько лет он проводит в разъездах между Петербургом и Парижем. По приглашению генерал-губернатора молодой художник едет в 1867 году в только взятый русскими войсками Самарканд. Тут то и начинается не только путь Верещагина как серьёзного живописца, но и путь его, как баталиста и… солдата. После того как восставшие туркестанцы окружают и штурмуют недавно захваченный город, художник попадает в осаду вместе с небольшим гарнизоном русских солдат.
5756 

19.02.2021 12:11


Я как-то рассказывала про самого популярного обнаженного мужчину в истории...
Я как-то рассказывала про самого популярного обнаженного мужчину в истории европейского искусства - святого Себастьяна. Примерно в эпоху Возрождения этот святой стал символом гомоэротизма, обрел черты нежнешего из юнош, пассивного и беззащитного. Но канон подобных изображений был заложен намного раньше, в древней Греции, конечно же. До христианства было далеко, а без красивого юноши, символизирующего межмужскую любовь непонятно как обходиться, поэтому греки себе придумали Ганимеда. Был у царя Троса сын от нимфы Каллирои. Тут данные разнятся и он то сын Дардана, то Эрихтония, то еще кого, но главное, что он был смертным, а еще прекрасным настолько, что сами боги на него заглядывались. Согласно некоторым источникам, Ганимеда сначала похитила богиня зари, Эос, а потом у нее его стащил Зевс. По другим же, Зевс сразу придумал превратиться в гигантского орла и понес юношу к себе на Олимп что твоего хоббита. Там восхитительный красавец Ганимед был назначен виночерпием на божественных вечеринках. Отец его, Трос, сначала огорчился исчезновениям сына, но Зевс ему подарил очень красивую оливковую веточку из золота и пару очень хороших лошадок. А так же объяснил, что сыну отныне даровано бессмертие и даже поместил его на небо в качестве созвездия. Оттуда он на нас и глядит в виде Водолея. Трактуют этот миф по разному. Например, как историю о том, как некий прекрасный юноша умер перед свадьбой - отсюда версия с Эос, то есть, невестой, лишившейся возлюбленного. Или как историю с метафорической смертью мальчика для превращения в мужчину и царя. Или о том, как одни правители брали в плен детей других, для того чтоб наладить отношения. Но самым популярным оказалось, конечно, прочтение мифа как подтверждения того, что сам отец небес Зевс одобрял однополую любовь и был замешан. Сюжет стал одним из самых популярных в Греции, потом перекатился в Рим, позже ужасно осуждался христианами и только с наступлением Ренессанса вновь вернулся в искусство. Правда, неоплатоники эпохи Возрождения попытались миф переосмыслить и сообщали, что это все про восхождение души к Богу, а не то что вы подумали. Поэтому можно и нужно вновь писать как можно больше Ганимедов.
5628 

26.02.2021 18:53

Славься, Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!
(Собака с...
Славься, Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя! (Собака с...
Славься, Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя! (Собака с колбасой) 1877 Вильгельм Трюбнер Музей Берггрюна, Берлин На ироничной картине изображена любимая собака художника по кличке Цезарь. Трюбнер - немецкий художник из так называемого «круга Лейбля» (имени немецкого художника-реалиста.), работавший в реалистической, натуралистической и в последние годы импрессионистской манере. Ave, Caesar, morituri te salutant (с лат. — «Славься, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя») — латинское крылатое выражение, которым, согласно произведению римского историка Гая Светония Транквилла, при императоре Клавдии приветствовали императора гладиаторы, отправляющиеся на арену. Сегодня фраза используется в шутку или для драматизации игры, в которой велики риски или неопределён исход.
5675 

28.02.2021 18:22

«Смерть Инессы де Кастро» 1834г. Карл Брюллов

История Инессы поражает своим...
«Смерть Инессы де Кастро» 1834г. Карл Брюллов История Инессы поражает своим...
«Смерть Инессы де Кастро» 1834г. Карл Брюллов История Инессы поражает своим драматизмом. Будучи придворной дамой, она влюбилась в инфанта, наследника португальского трона. Тайно обвенчавшись, они скрывали такой брак, тем более что у инфанта была невеста. Прознав реальную причину отказа сына жениться, король Афонсу IV решил убить его тайную жену. Но увидев женщину и своих внуков, молящих о пощаде, смиловался. Именно этот момент и отобразил на холсте Брюллов. Картина написана в ярко выраженной академической манере – «говорящие» жесты, скульптурные фигуры. Кульминацией картины выступает высветленное автором лицо Инессы, молящее и несчастное. Ещё более усугубляют щемящее впечатление дети, приникшие к матери. Лицо короля невозмутимо, но он опасается глядеть на нежеланную невестку. Лишь стража равнодушно глядит на правителя и ждёт его указаний. Известно, что Афонсу, который нуждался в «правильном» в политическом плане браке сына, поставил дело государства выше личных чувств, и Инесса потом всё таки была убита.
5548 

03.03.2021 10:40

"Бой быков" 1910 г. Петр Петрович Кончаловский Государственная Третьяковская...
"Бой быков" 1910 г. Петр Петрович Кончаловский Государственная Третьяковская галерея. «Бой быков» написан по мотивам испанских впечатлений. В Испанию Кончаловский ездил в 1910-х годах вместе со своим тестем Василием Суриковым. Именно эта поездка стала ключевой для его становления как художника, в ней Кончаловский обрел свой путь. Парадокс заключается в том, что «освободителями», как он сам их назвал, на этом новом пути стали французы – Сезанн, Матисс. Но первые полноценные самобытные работы художника – это изображения испанской корриды, которые сложно сопоставить с какими-либо работами европейцев. Кончаловский во время путешествия по Испании написал множество эскизов к этой картине. Окончательная версия существенно отличается от них. Причем художник убрал из картины именно то, что его особенно зацепило в реальности: «Меня поразила яркость красок: желтый песок, голубое небо и совершенно изумрудные тени». Действительно, один из предварительных вариантов картины, «Бой быков в Севилье» демонстрирует пронзительно голубое небо, его напряженный контраст с песчаной ареной и заполненными трибунами. От картины исходит ощущение густой, плотной энергии, она пышет зноем, волнует и завораживает. Но всё это безжалостно убрано из окончательного варианта. Кончаловский говорил, что хочет приблизить свой «Бой быков» к ярмарочному стилю, чтобы быки получились подобны лубочным медведям – большие, сильные, дикие. Чтобы они были страшные, но от них – не страшно. «Помните этих троицких игрушечников, которые всю свою жизнь резали из дерева какого-нибудь игрушечного медведя с мужиком? С какой простотой и силой передавали они самое существо зверя и человека, пуская в дело элементарнейшие средства, все сводя к двум-трем характернейшим деталям. Вот так именно, “по-мужицки”, “по-игрушечному” и хотелось мне дать быка во время боя», – пояснял он. Реминисценции народного творчества – вообще один из наиболее любимых неопримитивистами приемов. Именно за счет внесенных в окончательную картину поправок Кончаловский достигает этого стиля ярмарочности, эффекта игрушки. Пространство максимально приблизилось к зрителю и замкнулось. Не видно ни трибун, ни неба. Перед нами словно ярко раскрашенная коробочка с персонажами: багровая арена, алая ткань, черный бык с застывшим белым глазом, белая полоса на ограждении арены, не пересекающиеся с другими элементами цвета одежды тореадоров. Здесь нет движения, это слепок, момент без «до» и «после» – вопреки логике сюжета, который, по идее, говорит о движении. У Кончаловского получилось сделать «Бой быков» таким, как он запланировал. Мы знаем, что бык – страшен, что изображенная сцена – опасна. Более того, бой быков выходит за пределы корриды, становится боем со смертью, приобретая архетипическое величие. Но вот что удивительно – знание о том, что это страшно, не возбуждает страх. По той же причине, по которой мы не боимся игрушечного ярмарочного медведя. ПетрКончаловский Экспрессионизм _history
5660 

07.03.2021 21:47

Соломея с головой Иоанна Крестителя
1525-30
Бернардино Луини
Музей истории...
Соломея с головой Иоанна Крестителя 1525-30 Бернардино Луини Музей истории...
Соломея с головой Иоанна Крестителя 1525-30 Бернардино Луини Музей истории искусств, Вена Согласно библейской легенды одна из дочерей Ирода Антипы, Саломея подарила отцу на день рождения страстный сирийский танец. Гости просили снова и снова исполнить его. Когда же сильно нетрезвый царь иудейский спросил ее, что она хочет в награду, то по наущению своей матери Иродиады, Саломея попросила голову Иоанна Крестителя. Этот сюжет запал в душу многих художников и писателей потому, что он удачно укладывается в схему «секс и преступление», которая лежит в основе множества других подлинных и вымышленных сюжетов. Противопоставление танца и смерти – это самое живое олицетворение таких фундаментальных основ бытия. Как любовь, жизнь и смерть, которые как бы одновременно появляются на сцене.
5638 

12.03.2021 17:13


«Увенчание терновым венцом» около 1542г. Тициан Вечеллио

Одну из сцен страстей...
«Увенчание терновым венцом» около 1542г. Тициан Вечеллио Одну из сцен страстей...
«Увенчание терновым венцом» около 1542г. Тициан Вечеллио Одну из сцен страстей Христа Тициан, величайший мастер эпохи Возрождения, изобразил на фоне арки под мраморным бюстом императора Тиберия. Коронование терновым венцом в знак того, что Иисус называл себя Царем Иудейским, происходит словно в безмолвном присутствии последнего римского императора, в годы правления которого случилось это событие. Мраморный двойник всеми почитаемого владыки похож на бессильного идола, а Тот, кто может врачевать людские души, унижен, оскорблен и осужден на смерть. Остервенелые и ослепленные ненавистью воины набросились на него, словно лютые звери, и палками возложили терновый венец. Блики света тревожно скользят по фигурам, выделяя ярким пятном обнаженное измученное тело Христа. Среди приглушенных красок вишнево-красная ткань сброшенной багряницы выделяется особенно ярко, подчеркивая напряженность происходящего. Лик Христа искажен страданием.
5638 

15.03.2021 10:40

Но вернемся к художникам пока. Недавно интернет облетела фотография статуи...
Но вернемся к художникам пока. Недавно интернет облетела фотография статуи Микеланджело (я ее ниже прикреплю), с вот такой вот подписью: “В предплечьях есть одна очень маленькая мышца, которая сокращается только при поднятии мизинца. Моисей Микеланджело приподнимает мизинец, поэтому эта крошечная мышца сокращается. 10 вниманий к деталям из 10!” - ну и понимаете, что это самое внимание к деталям было бы невозможно без досконального изучения и глубинного понимания анатомии человека. Я тут как-то рассказывала про художников-назарейцев, которые отказались по идеологическим соображениям от такого изучения анатомии и, не смотря на все достоинства их живописи, тела на их картинах выглядят как сосиски. И такими же сосисками выглядят герои картин до повального интереса к анатомии. Выставка Хагенса - редчайшая возможность поглядеть как устроено человеческое тело для тех, кто не студент-медик. Мне, кстати, кажется довольно интересным то, что Хагенс не называет себя художником (хотя есть версия, что его не принял артмир из-за этических сложностей) - он просто показывает зрителю как велико и восхитительно творение совсем другого автора - Природы, ну или, если хотите - Бога. То есть, не смотря на все этические сложности и обсуждения этой выставки как чего-то мрачного и зловещего, мне кажется, что она не про смерть, а про жизнь. У меня дома есть несколько анатомических атласов, основная часть из них - это анатомия для художников, но, конечно, самые потрясающие - это атласы медицинские. Атлас Френка Неттера, который я умыкнула у своего брата-врача, является буквально моей настольной книгой, в нем миллион закладок и он всегда под рукой. А тут приехала возможность поглядеть на все это трехмерное, настоящее. Да, действительно жутковато осознавать, что там настоящие тела, хоть и залитые пластиком по особой технологии. Но, с другой стороны, у нас в Пушкинском музее лежит мумия, а в Кунсткамере вообще заспиртованные младенцы. А еще есть церковь из костей, катакомбные святые, анатомические препараты, скелеты в музеях и еще миллион всего - и это тоже настоящие тела, но просто к ним как-то уже привыкли, а тут свежее нарушение табу. Отсюда и беспокойство - за нарушением табу, если это воспринимать так, следует какая-нибудь кара, поэтому и предлагают выставку закрыть как бы чего не вышло неконтролируемого. Приветствую дискуссию и отзывы тех, кто там побывал, потому как вопрос мне кажется сложным, но интересным.
5545 

15.03.2021 16:46

"Купальщица" 1911 г. Зинаида Евгеньевна Серебрякова Государственный Русский...
"Купальщица" 1911 г. Зинаида Евгеньевна Серебрякова Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Распространено мнение, что Серебрякова изобразила здесь саму себя. На самом деле ей позировала сестра Катя, с которой они были очень похожи. Стиль портрета определяют как неоклассицизм. Мы видим возврат к красоте и гармонии тела и свойственное, пожалуй, всем ню Серебряковой слияние чувственности и невинности, свежести, естественности. Зинаида Серебрякова, по сути, первая в России смело вернулась к изображению женского тела не как способа выражения неких живописных тенденций или «учебного пособия», а как источника красоты, проявления красоты, самоценного эстетического объекта. Женское тело у Серебряковой приобретает самостоятельное значение, а не выражает некие идеи. Купальщица – очень красивая женщина, с чуть раскосыми глазами – изображена в естественной, непринужденной позе на берегу реки среди густой зелени. Контраст прохладной зелени и золотистого молодого тела смягчен белоснежной драпировкой. Очень характерное, запоминающееся лицо у девушки: немного лукавый взгляд, легкий поворот головы, полуулыбка, выбившиеся прядки волос. При кажущейся «классичности» сюжета, картина оставляет впечатление сиюминутности и неповторимой естественности. Сама Серебрякова так поясняла любовь к ню: «просто потому, что хорошо человеческое юное и чистое тело». Со временем написанная ею обнаженная натура стала цениться куда выше, чем было при жизни художницы. К примеру, картина «Спящая девочка» была продана за 500 долларов в 1923 году на американской выставке русских художников. А в июне 2015 года на аукционе Sotheby’s неизвестный покупатель приобрел эту картину за 5,9 млн долларов при эстимейте 600–900 тысяч долларов, что на тот момент стало рекордной ценой на работы Серебряковой. ЗинаидаСеребрякова Модерн _history
5558 

25.03.2021 21:37

«Портрет сумасшедшей» 1822г. Теодор Жерико

Картина относится к позднему...
«Портрет сумасшедшей» 1822г. Теодор Жерико Картина относится к позднему...
«Портрет сумасшедшей» 1822г. Теодор Жерико Картина относится к позднему периоду творчества художника. Предчувствие скорой смерти тяготило его. Портрет безумной женщины - результат этого предчувствия. По своей сути, психическое заболевание - это духовная смерть человека. Перед зрителем старая женщина, давно уже потерявшая способность реально воспринимать окружающий мир. Иллюзии - ее реальность. Больничный наряд, желтоватая, безжизненная кожа обтягивает удлиненный череп. Лихорадочный румянец подчеркивает безумие в потухших, равнодушных глазах героини. Губы растянуты в полуулыбку. Все вместе - образ несчастной, потерявшей рассудок. Что же привлекло художника-романтика в образе несчастной обитательницы клиники для душевнобольных? Несомненно, это страх перед безумием, страх перед неизвестным и необъяснимым. Автор с нескрываемом сочувствием относится к своей героине, завороженный ее измененным состоянием, он дает возможность зрителю задуматься о хрупкой грани, которая отделяет любого человека от безумия.
5589 

24.03.2021 10:40

"Взгляд в бесконечность" 1911 г. Фердинанд Ходлер Частная коллекция. В 1910...
"Взгляд в бесконечность" 1911 г. Фердинанд Ходлер Частная коллекция. В 1910 году Фердинанд Ходлер получил заказ на картину, которая могла бы украсить лестницу недавно отстроенного Кунстхауса в Цюрихе. Работа предстояла грандиозная – художнику понадобилось 3 года, чтобы ее завершить. Первая версия полотна размером 4,5 на почти 9 метров провисела в музее совсем недолго, 3 месяца. Она оказалась слишком громоздкой. Сейчас на этот грандиозный «неудачный» вариант можно посмотреть в Базеле. Со всеми переработками и редакциями, исправлениями и пробами у Ходлера получилось 5 практически одинаковых картин – и одна из них, тоже довольно немаленькая, находится сейчас в частной коллекции. Эта работа – практически манифест ходлеровского художественного метода, концентрированная эстетическая программа его знаменитого параллелизма. Женские фигуры разворачивают то ли в пространстве, то ли во времени какой-то ритуальный танец, символизируя и живое человеческое движение, и сам ритм этого движения. Поза каждой уникальна (кстати, Ходлеру действительно позировали пять разных натурщиц), но вместе они создают симметричную жестовую композицию, которую легко продолжить. Например, по горизонтали: продолжая бесконечный танец за пределы полотна, мысленно дорисовывая эту цепь танцовщиц. А еще – по вертикали: следуя за взглядом каждой из пяти женщин. Все они смотрят в разные стороны, раздвигая для нас пределы картины. Ходлер любил синий цвет и был уверен, что только его можно без раздражения воспринимать на холстах большого размера. Но психическое равновесие зрителя, конечно, не единственная причина, по которой художник выбирает синий. «Синий – это цвет, который, как и море, как и небо, говорит мне о чем-то н...альном, о трансцедентном и величественном», - писал Ходлер. В каких-то нескольких сотнях километров, в тот же год, когда Ходлер получил заказ на «Взгляд в бесконечность», Василий Кандинский написал книгу «О духовном в искусстве». И тоже трактовал синий цвет как духовный и возвышенный. Но больше чем синий цвет Ходлер любил только женщин – всех тех земных красавиц, с которыми жил и которыми восхищался, своих бесконечных любовниц и удивительных жен, но и женщину вообще. Женщина для него – духовная опора, надежда этого мира, талисман и носительница тонко отстроенной, хрупкой внутренней гармонии. Женщина – источник всего живого, центр бесконечного жизненного цикла. И лучшее, что она может сделать – это просто существовать и иногда танцевать. На портретах и символических композициях Ходлера они танцуют почти всегда – даже когда замирают в привычной позе или просто держат цветок в руках, это кажется частью длинного, сосредоточенного танцевального, сакрального жеста. При этом музы Ходлера, которые на много лет задерживались в его мастерской и в его жизни, отнюдь не были украшением гостиных, усладой мужских глаз и живыми манекенами. Образованные и одаренные, они водили автомобили, фотографировали, коллекционировали живопись, исполняли свободные танцы и расписывали фарфор. Отводя взгляд от несущейся под колесами дороги, от восхищенных зрителей или кропотливой работы, поднимали глаза в небо, смотрели в бесконечность. ФердинандХодлер Символизм _history
3829 

05.06.2022 20:37


Париж, д'Орсе Работа знаменитого..." />
"Дом повешенного" Поль Сезанн, 1873 > Париж, д'Орсе Работа знаменитого...
"Дом повешенного" Поль Сезанн, 1873 > Париж, д'Орсе Работа знаменитого импрессиониста ставит перед собой только одну цель — произвести на зрителя определенное впечатление. Картина должна отталкивать — так гласит нам её название, ведь никому не нравится смотреть на произведение, где в название зашифрована смерть. Прямо в день выставки работа получила массу отрицательных отзывов, но и не меньше положительных, так что Поль добился желаемого успеха. Художник играет с нами. Мы не видим там трупа, веревки или конкретного дома, где повесился человек. Никто не знает, где произошло происшествие. Мы видим лишь преобладание зелёного цвета, который выжигает глаза, непонятную улицу и дома — всё это перетекает между собой, кажется, что формы искривлены и перспектива отсутствует. Хаос — вот как можно описать картину. Можно зацепиться за открытое окно в одном из зданий, но вглядываться в него бесполезно, так как все равно ничего не разглядеть. Может именно там лежит или ещё весит тело?
5387 

27.04.2021 00:05

​​️Рейтинг мировых музеев — 2021:

1. Лувр, Париж

2. Тейт Модерн, Лондон

3.
​​️Рейтинг мировых музеев — 2021: 1. Лувр, Париж 2. Тейт Модерн, Лондон 3.
​​️Рейтинг мировых музеев — 2021: 1. Лувр, Париж 2. Тейт Модерн, Лондон 3. Музеи Ватикана ️Рейтинг российских музеев — 2021: 1. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», Казань 2. Государственный музей-заповедник «Сталинградская битва», Волгоград 3. Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург ️Фестиваль немецкой культуры и немецкого языка пройдет во Владивостоке с 15 мая по 6 июня в рамках Года Германии в России. ️Новый видеоарт «Remember you cannot look at the sun or death for very long» Дэвида Хокни будет транслироваться на билбордах на Таймс-сквер. Хокни входит в топ-3 самых дорогих ныне живущих художников. «Сейчас самое подходящее время для этого сияющего образа надежды». Запуск проекта совпадает по времени с выходом новой книги Хокни Spring Cannot Be Cancelled (Нельзя отменить весну) и открытием его персональной выставки в Королевской академии художеств. Дэвид Хокни. Помни, нельзя очень долго смотреть на солнце и на смерть. 2020. Кадр из видео. Courtesy Дэвид Хокни. Источник: archpaper.com https://telegra.ph/file/6213793d2301591822c42.jpg
5382 

03.05.2021 20:40

Арлекин и смерть
1918
Константин Сомов
Частная коллекция

Позаимствовав из...
Арлекин и смерть 1918 Константин Сомов Частная коллекция Позаимствовав из...
Арлекин и смерть 1918 Константин Сомов Частная коллекция Позаимствовав из эффекты из итальянской комедии, Сомов указывает зрителю на их грустный саркастичный мотив, нежели на комический смысл. По его убеждению, все люди – это марионетки и призраки, которые постоянно веселятся. Они обречены на праздник всей жизни. Они пустые внутри и ничего не умеют делать, как веселиться. Под одеждами и масками скрываются колдовская сущность и смерть. Навеянные мысли не дают ему покоя, и он воплощает их на странном полотне под названием «Арлекин и Смерть». Здесь на первом плане улыбающийся скелет и его двойник – Арлекин. Позади обычная жизнь. Снизу влюблённые фигуры, символизирующие любовь. Смерть как будто бы протянула руку и готовится забрать своё. Картина демонстрирует расцвет жизни и эйфорию любви, однако, всему приходит конец с появлением смерти.
5302 

13.05.2021 19:01

"Портрет мадам Рекамье" 1800 г. Жак-Луи Давид Лувр, Париж. Изображение мадам...
"Портрет мадам Рекамье" 1800 г. Жак-Луи Давид Лувр, Париж. Изображение мадам Рекамье специалисты считают, во-первых, лучшим портретом кисти Жака-Луи Давида, а во-вторых, эталонным примером стиля ампир в станковой живописи. Забавно, что сама Жюли Рекамье осталась недовольна картиной, из-за чего она так и не была дописана. Жюли Аделаид Рекамье (J. A. Recamier) – знаменитая на рубеже XVIII и XIX веков светская красавица и хозяйка знаменитого салона, который в эпоху Директории был главным центром парижской интеллектуальной жизни. Здесь встречались, флиртовали и до хрипоты спорили лучшие люди своего времени: писатель Шатобриан и критик Сент-Бёв, маршал Бернадот (будущий король Норвегии и Швеции) и романистка мадам де Сталь. Литература тут встречалась с политикой, а умная, образованная и, чего греха таить, чертовски привлекательная хозяйка умело модерировала общение между людьми нередко противоположных и даже враждебных взглядов. Среди воздыхателей Жюли числились брат Наполеона Люсьен Бонапарт, принц Август Прусский и еще многие. Слава мадам Рекамье очень скоро перешагнула границы Франции, а имя её перешло в разряд нарицательных. О ней говорили в Италии и Австрии, Англии и Германии. В далёкой России в начале XIX века «северной Рекамье» называли Александру Осиповну Смирнову, принимавшую у себя, развлекавшую и опекавшую лучших представителей русской литературы, включая Пушкина, Лермонтова и Гоголя. А проделавшая то же через 100 лет Зинаида Шаховская, в чьей гостиной встречались Бунин, Ходасевич, Замятин, Набоков, сетовала: о ней не перестают злословить, дескать, Шаховской всё не дают покоя лавры Рекамье. «Век не салонов, а гостиных. Не Рекамье – а просто дам», – писал о своём времени Блок. Её личная жизнь была необычна. Когда Жюли исполнилось 16, к ней посватался 42-летний богатый банкир Рекамье, некогда страстно влюблённый в её мать. Очень скоро они с Жюли повенчались, но близкий круг знал, что между супругами никогда не было интимной близости, а отношения в семье больше напоминали уважительное доверие между отцом и дочкой. Поговаривали, Жюли и в самом деле могла быть дочерью банкира Рекамье, который пошёл на неординарный шаг с женитьбой, чтобы в случае возможных политических потрясений его состояние перешло к его самому близкому человеку – Жюли. Возможно, именно поэтому Давид решил изобразить 23-летнюю мадам Рекамье в образе босоногой античной девственницы-весталки. Стиль ампир (многие его проявления станут называть «стилем Рекамье», как когда-то рококо называли «стилем Помпадур») как нельзя лучше соответствовал этому замыслу. Мадам полулежит на кушетке, напоминающей античные ложа. После портрета этот предмет мебели войдёт в моду, ампирную кушетку так и будут называть: «Рекамье». Белое платье с высокой линией талии похоже на тунику. Давид написал его без всякой современной отделки, чтобы оно выглядело по-гречески лаконичным и простым. Высокая прическа из кудрей «в греческом стиле», популярном в период Директории, по сравнению с «монархическими» пудреными париками кажется образцом естественности. Правда, Жюли была недовольна, что её черные от природы волосы Давид, увлёкшийся зелено-оливковой гаммой, ради цветовой гармонии сделал каштановыми. Давид писал «Портрет Рекамье» перфекционистски медленно и долго: то свет падал не оттуда, то настроение было не то. Капризная красавица устала ждать и поручила писать себя другому художнику – Франсуа Жерару. А Давид взревновал и сказал, что раз так, то он не станет завершать портрет: «У женщин свои причуды, мадам, а у художников – свои». Торшер и лампу на картине дописывал уже ученик Давида, Энгр. Впрочем, именно в этой аскетичной незавершённости, в гулком пустом пространстве, избавленном от громоздкой мебели и драпировок, сейчас видят главную прелесть картины, ведь они делают обаяние Рекамье еще более волнующим. ЖакЛуиДавид Классицизм _history
5368 

05.05.2021 20:37

"Фашист пролетел" Аркадий Пластов, 1942 Советский мастер живописи создал одно...
"Фашист пролетел" Аркадий Пластов, 1942 Советский мастер живописи создал одно из самых сильных своих полотен ещё в самом начале войны. Несмотря на то, что перед нами не баталия, трагическая сущность войны передаётся очень точно. Художник словно маскирует смерть идиллическим пейзажем. Только когда мы видим еле заметный улетающий истребитель, становится ясно: случилась беда. Рядом с головой пастушка – кровь, которая течет из пробитого черепа. Несколько коров тоже мертвы, а собака жалобно воет рядом с неподвижным телом хозяина. Картина повлияла не только на развитие советской живописи, но и, возможно, на ход мировой истории. В 1943 году по распоряжению Сталина полотно привезли на Тегеранскую конференцию и повесили напротив тех мест, где во время переговоров сидели Черчилль и Рузвельт. Результатом встречи стало открытие «второго фронта», и существует предположение: на решение британского и американского лидеров повлияли не только социально-политические факторы, но и картина Аркадия Пластова «Фашист пролетел».
5463 

09.05.2021 00:20

Медитативная живопись.

Томас Эндрю Дарнелл родился 2 февраля 1958 года в...
Медитативная живопись. Томас Эндрю Дарнелл родился 2 февраля 1958 года в...
Медитативная живопись. Томас Эндрю Дарнелл родился 2 февраля 1958 года в Сан-Антонио, штат Техас. Американский художник, известный своими масляными картинами. Специализировался в области биологии и изобразительного искусства в Техасском университете (Остин) и получил степень магистра с отличием. "Моя работа вдохновлена необходимостью найти порядок и смысл в этом прекрасном беспорядке, который мы называем жизнью. Я выбираю образы, вызывающие во мне ощущение равновесия и гармонии. А затем перехожу от технически ориентированного представления к произведению более медитативной, абстрактной живописи, так как многообразие поддерживает свежесть. Что остается неизменным во всей моей работе, так это свет. Он представляет собой энергию, дух и силу, которую мы не видим, но ощущаем через эмоции, звуки, мысли, силу тяжести, вибрации. Я начинаю со смазанных изображений и с каждым проходом подчеркиваю детали и контраст в изображении, стирая краски и возвращаясь к уточнению деталей, пока не достигаю правильного баланса".
5318 

31.05.2021 11:15

"Осеннее утро в Эраньи" 1897 г. Камиль Писсарро ГМИИ имени А. С.
"Осеннее утро в Эраньи" 1897 г. Камиль Писсарро ГМИИ имени А. С. Пушкина. Камиль Писсарро был евреем и убежденным анархистом - читал революционные философские трактаты и учил детей внутренней свободе. Он отстаивал эмансипацию и социальное равенство. Его жизненные и политические взгляды однажды приняли отчетливые формы - и стали нерушимой внутренней основой до конца жизни. Он считал абсолютным злом капитализм, «ужасы нелепой цивилизации», банковские спекуляции и коммерцию. Уверенного, цельного, нерушимого Писсарро не меняли ни слава, ни деньги. Он купил дом в деревушке Эраньи - и растил там яблоневые деревья и овощи на грядках. Цветов совсем немного - только на небольшой клумбе под окном дома. Один критик заметил, что «кисть Писсарро похожа на лопату, которая с болезненным усилием ворочает землю». Такая уничижительная крестьянская метафора, направленная против Писсарро, делает честь критику - он смог найти образ, близкий художнику больше всего. Дикий, загорелый уроженец Антильский островов, Писсарро, обосновавшись во Франции, становится не столичным обитателем богемного Монмартра, а крестьянином, которого земля кормит. И буквально - не давая умереть от голода и вырастить детей, и на уровне образов и мотивов - ежедневно щедро одаривая летними рассветными солнечными пятнами, хрустящим инеем, ровными бороздами после вспашки, осенними листьями, прозрачными зимними сухими травами. Он буквально пишет то, что под ногами. При этом Писсарро не прост и не наивен, его называли учителем Поль Гоген и Поль Сезанн, те художники, которые определили все современное искусство. Самоучка Писсарро, не получивший академического образования, охотно учит молодых художников, в которых часто только он один и верит. Он делится идеями и опытом, формулирует в разговорах и письмах идеи импрессионизма так, что он действительно начинает превращаться в идейное художественное движение с понятными целями. «Изображайте сущность вещей, пытайтесь выразить ее любыми средствами, не думая о технике», - записал слова Писсарро один из его учеников Луи Ле Байль. Сезанн, уехавший жить отшельником и постигать суть прованских сосен, гор и крестьян, лучше всех усвоил эти уроки. А Писсарро оставался в Эраньи до конца жизни, не поменяв привычек и жизненного уклада даже в те времена, когда его картины раскупались в частные коллекции прямо на персональных выставках. Писсарро врос в деревенскую землю Эраньи и не сомневался в надежности и неисчерпаемой силе своего места обитания. Писатель Октав Мирбо сказал однажды о тихом гении художника: «Глаз художника, как и ум мыслителя, обнаруживает более важные аспекты вещей, их целостность и единство. Даже когда он рисует фигуры в сценах деревенской жизни, человека он всегда видит в общей земной гармонии, как человеческое растение. Чтобы описать драму земли и тронуть наши сердца, месье Писсарро не нуждается в неистовых жестах, сложных арабесках и зловещих ветвях на фоне ясного неба». КамильПиссарро Пейзаж Импрессионизм _history
5139 

29.06.2021 21:58

Вольф Эрльбрух (род.в 1948 году) - немецкий иллюстратор и автор книг для детей...
Вольф Эрльбрух (род.в 1948 году) - немецкий иллюстратор и автор книг для детей, лауреат многочисленных премий. Считается, что Эрльбрух как никто умеет говорить с детьми на трудные и мрачные темы. В своих книгах он не боится поднимать самые сложные вопросы, стирая границы между детской и взрослой литературой. «Утка, смерть и тюльпан» - философская притча об Утке, которая встречает Смерть и постепенно сближается c ней, была опубликована в 2007 году и сразу приобрела большую известность. Книга с иллюстрациями автора, над которой он работал в течение 10 лет, была издана на 20 языках и экранизирована в 2010 году. В своей книге Вольф сочетает коллаж и рисунок. Здесь почти нет фона, только кое-где встречаются редкие растения и появляются важные для сюжета объекты, вроде пруда или дерева. Поэтому ничто не отвлекает наше внимание от главных героев. А главные в книге - утка и смерть. Ну и тюльпан, конечно. Вольф Эрльбрух очень не любит, когда в детских книжках рисуют персонажей похожими на симпатичных диснеевских мультяшек. Смерть в его книге, как и положено смерти, изображена в виде скелета. А чтобы сделать её более дружелюбной, он просто её…одел. В уютное клетчатое платье, мягкие туфли и рукавички. А ещё вставил в глазницы черепа по горошинке чёрного перца. По положению этих глаз-горошинок и изгибам рта мы понимаем, задумалась смерть, грустит или улыбается. В одном из своих интервью Эрльбрух говорил, что нельзя ставить создание детских книг «на поток»: хорошая детская книга должна отражать субъективный опыт автора и иллюстратора, переживая который через книгу, дети смогут сформировать свои собственные идеи и представления о мире. художник иллюстрация галерея арт искусство лебедиЛеонардо притча
5124 

17.07.2021 12:13

"Автопортрет со скелетом" 1896 г. Ловис Коринт Городская галерея в доме...
"Автопортрет со скелетом" 1896 г. Ловис Коринт Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен. Художник Коринт взял за правило отмечать каждый день рождения написанием автопортрета. Поэтому сохранилось их немало: одних лишь холстов штук тридцать, не считая акварелей и рисунков углем. Причем большинство из них заслуживают внимания. Обладая отменным чувством юмора, достаточной самоиронией и не испытывая к своей внешности особого пиетета, художник всякий раз предстает в новом образе – часто комичном, а иногда и беспощадном к самому себе. Многоликий Коринт Мы видим его и облаченным в рыцарские доспехи, и со стаканом красного шампанского в одной руке и правой грудью своей жены – в другой. Тридцатилетним франтом с щегольски подкрученными усами и дряхлеющим, обезображенным болезнью стариком. А один из наиболее сдержанных автопортретов Коринта был выпущен в ФРГ в виде почтовой марки по случаю 50-й годовщины смерти художника. «Автопортрет со скелетом» – один из самых известных, можно сказать, каноничных образов художника. Коринт запечатлел себя в мюнхенской студии в компании с анатомическим экспонатом для студентов-медиков. То, как он будто бы нарочно не скрывает, а выпячивает свои недостатки: невыгодное положение лица, подчеркивающее двойной подбородок, глубокие залысины и потешно поджатый подбородок – не отталкивает, но, напротив, с первого взгляда заставляет проникнуться симпатией к нескладному на вид художнику. В правом верхнем углу в обрамлении дурашливых вензелей виднеется подпись автора и его возраст на тот момент: 38 лет. В том, как обозначена дата создания полотна – буквой «a.» – сокращением от латинского слова anno («в году»), некоторые исследователи склонны усматривать отсылку к автопортрету Дюрера 1500 года, подписанным на похожий манер. Танцы со смертью «Автопортрет со скелетом» написан Коринтом в качестве ответа, или даже насмешки над известной картиной глубоко почитаемого в то время во всей Германии швейцарского художника Арнольда Беклина. Его «Автопортрет со смертью, играющей на скрипке» в своей предельной серьезности – полная противоположность подчеркнуто обыденной сцены с холста Коринта. Если Беклин сдувает пыль с популярного средневекового сюжета «Пляска смерти», чтобы в очередной раз напомнить, что костлявая стоит у каждого буквально над душой (но и нередко играет роль музы для деятелей искусства), то скелет Коринта – лишь учебная модель без какого-то ни было зловещего или потустороннего контекста. Он безвольно подвешен за железный крюк, словно разделанная бычья туша в мясной лавке. «Да, человек смертен, – будто бы соглашается художник. – Но все мы сгнием в земле, оставив после себя только обнаженные кости и череп». Для Коринта смерть на данном этапе жизни – всего-навсего ее естественный и неизбежный итог, лишенный всякого мистического, сверхъестественного или драматического символизма. Эту констатацию оттеняет и усиливает атмосфера очередного будничного баварского денька. Сквозь раскрытое панорамное окно студии врывается свежий воздух. Снаружи зеленеют деревца, возвышаются купола старинных мюнхенских соборов и дымятся заводские трубы. Как будто подчеркнуто ординарен наряд Коринта – ничем не примечательная клетчатая рубашка и такой же скучный галстук. В шутку и всерьез По-настоящему глубокомысленный здесь один только взгляд художника. И в этом весь Коринт: за любой его насмешкой всегда скрывается нечто большее. Слишком уж много яростной энергии бурлило в его мятущейся душе, чтобы он мог оставаться простым комиком-пересмешником. «Ловис Коринт – это художник-экспрессионист во всех смыслах этого термина. Это художник, нарушающий всякую меру, вводящий в живопись насилие и жестокость, секс, болезненность. ЛовисКоринт Портрет Импрессионизм _history
5062 

11.07.2021 21:05

«Коронация Наполеона».

Ценители искусства едут в Лувр, чтобы вживую увидеть...
«Коронация Наполеона». Ценители искусства едут в Лувр, чтобы вживую увидеть...
«Коронация Наполеона». Ценители искусства едут в Лувр, чтобы вживую увидеть монументальные картины французского художника Жака Луи Давида «Клятва Горациев», «Смерть Марата» и грандиозное полотно, запечатлевшее коронацию Наполеона. Полное название картины — «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII дает ему свое благословение. Картина была создана по заказу самого Наполеона I, который хотел, чтобы на ней все выглядело лучше, чем было на самом деле. Поэтому он попросил Давида изобразить в самом центре картины свою мать, которой не было на коронации, себя сделать чуть выше, а Жозефину — чуть моложе.
5016 

18.07.2021 21:15


Париж, музей Пикассо Пабло Пикассо..." />
"Смерть тореадора" Пабло Пикассо, 1933 > Париж, музей Пикассо Пабло Пикассо...
"Смерть тореадора" Пабло Пикассо, 1933 > Париж, музей Пикассо Пабло Пикассо часто посещал корриду с самого детства. Ему доводилось наблюдать не только победы, но и полнейшие поражение тореадоров. Художник много раз изображал бои быков в своих работах, но самой популярной стала «Смерть тореадора». Бык служил для автора олицетворение мужского начала, а лошадь — женского. В этих образах постоянно присутствует вечное столкновение полов, так вещает нам автор. Тореадор не удачно расположился на рогах огромного быка. Он явно предчувствует свою погибель. Пикассо оставил нам некую загадку — мы видим кусок красной ткани под лицом тореадора, которая растекается по полотну. Если наездник одержит победу, то это будет его победной праздной накидкой. Если же судьба сложится по другому, то мы наблюдаем кровь, покидающую тело тореадора. Исходя из названия картины, более вероятен второй вариант.
5041 

21.07.2021 12:10

"Судьбы животных" 1913 г. Франц Марк Базельский художественный музей. В 1914...
"Судьбы животных" 1913 г. Франц Марк Базельский художественный музей. В 1914 году Франц Марк затеял большой и дерзкий проект: совместно с Альфредом Кубином, Паулем Клее, Эрихом Хекелем и Оскаром Кокошкой проиллюстрировать Библию. За собой Марк оставил ту часть Библии, в которой идет речь о сотворении мира. Совсем скоро началась война и проект не состоялся, но если бы кто-нибудь сейчас задумал поискать среди картин экспрессионистов иллюстрации к Библии, ему бы эта затея удалась. Работами Франца Марка можно смело иллюстрировать сотворение мира: «Борьба форм», «Сон» , «Тироль». А вот картиной «Судьбы животных» можно библейскую историю (и вместе с ней историю мира) завершать. Марк безразлично пролистал остальные разделы Библии – и сразу после сотворения взялся за апокалипсис. Это единственное предельно экспрессионистское полотно художника: напряженное, отчаянное, пророческое, тревожное. Раньше его животные всегда были мечтой о рае, о естественности и гармонии, они спали и пили воду, паслись и смотрели в небо, а здесь они охвачены ужасом, они погибают, на них сыплется огненный град и падают деревья, земля уходит у них из-под ног. У картины есть подзаголовок, придуманный самим Марком и записанный с обратной стороны полотна: «Деревья показывают свои кольца, а животные - свои жилы». Страшно, что и одни, и другие делают это только после смерти. И даже если бы этого страшного поэтичного подзаголовка не было, смысл произведения не нуждался бы в объяснениях. 1913-й – до начала первой Мировой войны остался год, по Европе со скоростью эпидемии распространяется страх и растет предчувствие большой трагедии. Художники-экспрессионисты чувствительней простого человека – они уже несколько лет только и делают, что усиливают контрасты цветов на своих полотнах, изламывают до неестественности жесты персонажей и нагнетают напряжение в композиции. Они чувствуют беду и умножают это чувство в десять раз в живописи. Одним из самых сильных языков эмоций для Марка, как и для многих художников-авангардистов этого времени, оказывается цвет. «Синий – это мужской принцип, строгий и духовный. Желтый – женский принцип, мягкий, радостный, чувственный. Красный – жестокий, тяжелый цвет материи, который постоянно преодолевается первыми двумя!» - писал художник в письме другу Августу Макке. Синяя лань в «Судьбе животных» абсолютно ясно на языке Марка читается как воплощение духовности и мирового порядка. А красный огненный вихрь, обрушившийся на нее – это материя, которую невозможно уже преодолеть, которая побеждает, разрушая истинную жизнь, закономерную и гармоничную. ФранцМарк Экспрессионизм _history https://t.me/pic_history2/172
5000 

15.08.2021 20:37

"Музыка I" 1895 г. Густав Климт Новая пинакотека, Мюнхен. В 1892 году в жизни...
"Музыка I" 1895 г. Густав Климт Новая пинакотека, Мюнхен. В 1892 году в жизни Климта произошли подряд два трагических события, оказавших влияние и на его творчество, и на жизнь в целом. Сначала ушел из жизни его отец, а вскоре после этого скончался брат художника Эрнст. После кончины отца на плечи Климта полностью легли заботы о благополучии семьи, а смерть брата нанесла художнику сокрушительный удар. Эрнст был для Густава не только родственником, но и коллегой, и одним из самых близких друзей. Они вместе с детства учились живописи, вместе работали над заказами и добились огромной популярности в Вене. После смерти отца и брата Климт надолго впал в депрессию. В эти годы главной его поддержкой стала Эмилия Флёге. И в это же время постепенно начинает трансформироваться и меняться его творчество. Отправной точкой можно считать полотно «Музыка», написанное в 1895 году и ставшее в некоторой степени предтечей самых знаменитых работ художника, которые он создаст в годы «Золотого периода». Идея изобразить на картине саму Музыку была довольно амбициозной, но Климт был уже достаточно знаменитым в Вене художником, чтобы позволить себе это. К тому же, в будущем он не раз докажет, что мнение критиков его абсолютно не волнует. Климт был страстным поклонником старины и древних искусств. Это увлечение позволило ему создать особенно яркие, поражающие воображение и выполненные с почти фотографической точностью работы, украсившие стены Художественно-исторического музея в Вене. Но если в оформлении музея упор был сделан на Древний Египет, то в картине «Музыка» безраздельно властвует Эллада. Главная героиня полотна, совсем юная девушка, почти ребенок, держит в руках лиру – инструмент, воспетый в древнегреческом изобразительном искусстве. В правой части художник изображает сфинкса, который, кроме прочего, считается символом свободы творчества и личности в целом. Эту картину от ранних работ Климта отличает отказ от традиционной перспективы и классических сюжетов в пользу символизма, ярко выраженная декоративность и характерная для ар-нуво «уплощенность», двухмерность изображения. Но художник не спешит отказываться от привычного изображения людей, что придает полотну сходство со слегка размытой старой фотографией. ГуставКлимт АллегорическаяСцена _history
5043 

14.08.2021 20:37

Святая Евлалия
1885
Джон Уильям Уотерхаус
Галерея Тейт, Лондон

На картине...
Святая Евлалия 1885 Джон Уильям Уотерхаус Галерея Тейт, Лондон На картине...
Святая Евлалия 1885 Джон Уильям Уотерхаус Галерея Тейт, Лондон На картине мученическая смерть христианской святой Евлалии Меридской. Когда началось гонение на христиан в римсой империи при императоре Диоклетиане в 303 году, Евлалия, которой 12 лет, была отослана родителями в деревню. Евлалия бежала на суд к наместнику Дакийскому в Эмерите, объявила себя христианкой, оскорбила языческих богов и императора Максимиана и потребовала от властей мученичества. Евлалия сказала на суде: «Исида, Аполлон, Венера — ничто, и Максимиан — не больше их, все они — ничто, руками созданы, и вы ручным творениям поклоняетесь». Её приговорили к пытке крючками и факелами, а потом — к казни через сожжение. Она все время насмехалась над своими мучителями. Присутствующие видели, как душа мученицы покинула тело в виде белой голубки. Тело Евлалии обнажили и бросили без погребения. Внезапно пошёл снег, который покрыл тело мученицы и не растаял даже от пламени полыхавшего рядом костра.
5015 

28.08.2021 15:48

"Наводнение в Пор-Марли" 1872 г. Альфред Сислей Национальная галерея искусства...
"Наводнение в Пор-Марли" 1872 г. Альфред Сислей Национальная галерея искусства, Вашингтон. Наводнение в деревне Пор-Марли 1876 года было событием трагическим и чрезвычайным. Художник жил неподалеку и приехал писать затопленную деревеньку, где он уже наблюдал разлившуюся Сену четырьмя годами ранее. Но увидел совсем не горе и отчаянье. Наводнение в Пор-Марли Сислей изобразил на 6 картинах – и везде это абсолютная гармония, тихая и переливающаяся вода, в которой отражается небо, очень земные и очень надежные здания, которые ласково освещает солнце, уже привыкшие и уже занятые самыми повседневными делами местные жители. Они всего лишь плавают за покупками на лодках и обсуждают новости, стоя у самой кромки воды. Так что почти ничего не случилось. Ощущение гармонии, которое неизменно вызывают картины Сислея, никак не связано с сюжетом и внешним настроением изображенного пейзажа. Гармония – внутреннее состояние самого художника. Наводнение, заснеженные садовые дорожки, деревенская церковь, насосные станции, старые акведуки и новые мосты – Сислей сходу определился с теми местами, в которых ему будет хорошо. Нашел их однажды лет в 25 – и до 60-ти ничего для него не поменялось. Парижские бары, шумные бульвары, респектабельные рестораны и сомнительные кабаре даже в ранней юности Альфреда не занимают. Он слишком застенчив, задумчив и робок, чтобы чувствовать себя здесь уверенно и радостно. Критик Арман Сильвестр еще в 1873 году (за год до первой выставки импрессионистов!) написал вступление к каталогу, издаваемому Полем Дюран-Рюэлем: «На первый взгляд трудно определить, что отличает картину господина Моне от картины Сислея и манеру последнего от манеры Писсарро. Небольшое исследование скоро покажет вам, что господин Моне самый умелый и самый смелый, господин Сислей самый гармоничный и самый нерешительный, господин Писсарро самый правдивый и самый наивный…» Смелый критик, который часто участвовал в заседаниях молодых художников в кафе «Гербуа», умудрился подобрать самые точные слова-формулы к каждому из художников, о которых писал. Эти формулы будут работать с удивительной точностью на протяжении жизни каждого. И Сислей будет неизменно гармоничным и нерешительным. АльфредСислей Пейзаж Импрессионизм _history
4887 

17.09.2021 20:37

Старик и смерть
1773
Джозеф Райт

Один из выдающихся британских живописцев...
Старик и смерть 1773 Джозеф Райт Один из выдающихся британских живописцев...
Старик и смерть 1773 Джозеф Райт Один из выдающихся британских живописцев XVIII столетия. Художник выделяется мастерством световых эффектов, а также картинами, сцены которых освещены свечами. Испытал влияние караваджизма, в первую очередь, нидерландских художников Геррита ван Хонтхорста и Хендрика Тербрюггена. До конца жизни Джозеф Райт оставался провинциальным художником, однако благодаря его оригинальной манере, сочетающей элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к современной литературе, он стал одним из предшественников романтического искусства. В основе выбранного сюжета лежит одноимённая басня Лафонтена. Смерть пришла за дровосеком и хочет забрать его с собой. Увлекаемый Смертью дровосек пытается ухватиться за вязанку хвороста, на его лице печать безысходности. Он показал тяжёлую крестьянскую долю, но сделал это в канонах романтической традиции. В работе можно увидеть критику, но без демонстрации реальности во всей её грубости.
4882 

20.09.2021 19:09


"Призрак Оивы" 1832 г. Кацусика Хокусай Бостонский музей изящных...
"Призрак Оивы" 1832 г. Кацусика Хокусай Бостонский музей изящных искусств. Один из листов серии Хокусая «100 историй о призраках» посвящен Оиве – самому известному в Японии привидению онрё. В японской мифологии онрё – «обиженный, мстительный дух» – неупокоенная душа человека, цель которой наказать обидчика, нанесшего ей оскорбление при жизни. Японцы очень любят традиционные сказки-страшилки с участием онрё – кайданы. Часто ставили их на сцене театра кабуки, где призраков обычно играли женщины в белых погр...ьных одеждах, с длинными распущенными волосами и мертвенно-бледным гримом. Этот образ плавно перекочевал в кинематограф: сначала японский, а затем и мировой. Самый, пожалуй, известный призрак онрё в кино – девочка с видеокассеты-убийцы из фильма «Звонок». Нет повести печальнее на свете История Оивы основана на реальных событиях, а увековечена благодаря пьесе театра кабуки, написанной Цуруя Намбоку IV. Премьера «Страшной истории о призраке из деревни Ёцуя с дороги Токайдо» состоялась в 1825 году, после чего пьеса приобрела немыслимую популярность, а с появлением кинематографа пережила десятки экранизаций. Чаще всего онрё становились женщины, погибшие по вине своих мужей. И героиня гравюры Хокусая – не исключение. Оива была замужем за ронином – самураем без хозяина. Иэмон был вынужден изготавливать зонты, чтобы содержать жену и новорожденного сына. Это было настолько унизительно для него, что он начинает ненавидеть молодую супругу, в которой видит источник своих бед, и совершает целую серию убийств. Еще до свадьбы жертвой Иэмона становится отец невесты, осведомленный о злодеяниях ронина, которые тот совершал ранее. Затем сосед – дед девушки, влюбленной в Иэмона, уговаривает угостить жену «тонизирующим средством», которое в действительности было ядом, вызывающим мучительную смерть. Вскоре ронину приходится избавиться от слуги – свидетеля преступления. Во время свадебной церемонии он по ошибке отрубает голову своей новой невесте, так как вместо нее ему видится изуродованное мучениями лицо умершей жены. Позже, пытаясь мечом отмахнуться от призрака убитого им слуги, нечаянно убивает и старика-соседа. Привидение Оивы продолжает истязать подлого мужа на протяжении всей пьесы. Куда бы он ни шел, везде является ему ее зловещий лик. В одной из сцен в Оиву внезапно превращается загоревшийся бумажный фонарь, а из дыма от этого огня проявляется тело призрака. Именно этот образ Оивы в виде горящего фонаря и запечатлен на ксилографии Хокусая. Проклятие призрака Оивы Подобно тому, сколько суеверий и загадочных событий связано с попытками экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита», в Японии слагают истории о проклятии, преследующем всех, кто имеет отношение к постановке пьесы об Оиве. В 1976 году череда несчастных случаев постоянно вмешивалась в размеренное течение жизни театра Иванами-холл в Токио. Болезни настигали актеров и их родных, приходил в негодность реквизит, переносились репетиции. В конце концов вся труппа прибыла на место погребения Оивы, чтобы отслужить там панихиду. А на премьере пьесы одно место в первом ряду оставили незанятым, и с тех пор это стало непреходящей традицией. Как и обычай проводить поминальные службы на могиле Оивы перед каждой новой постановкой. Актрисы, которым предстоит играть мстительного призрака, обязательно посещают храм, посвященный Оиве, ведь считается, что им более всего стоит опасаться ее козней. И хотя ее почитают особенно злобным онрё, на гравюре Хокусая Оива изображена скорее печальной, чем разъяренной. Пронзительны опущенные вниз уголки глаз, в бессильной злобе разинута беззубая пасть привидения-фонаря. Созданный мастером образ разительно отличается от призраков Оивы на гравюрах других авторов, где она предстает устрашающей сущностью, от одного вида которой стынет в жилах кровь. КацусикаХокусай _history
4844 

18.09.2021 20:37

Михаэль Свертс
Михаэль Свертс "Чума в Афинах" (1654) В 430 году до н.э. во время...
Михаэль Свертс "Чума в Афинах" (1654) В 430 году до н.э. во время Пелопонесской войны, в Афинах распространилась загадочная болезнь, названная афинской чумой. Умер каждый четвертый житель города-государства. Ученые до сих пор спорят о том, какое же заболевание вызвало эпидемию, унесшую 30 тысяч жизней. Болезнь началась в Эфиопии, затем перекочевала в Египет, а уже потом попала в Афины через порт Пирей. Историк Фукидид подробно описал проявления заболевания. Одним из симптомов был внутренний жар у больных, который заставлял многих прыгать в колодцы, где они и находили свою погибель. Люди принимали смерть среди улицы и даже в храмах. Большое количество умерших не позволяло совершать погребение. Началась паника, за которой последовало беззаконие, нарушение моральных норм. Фукидид отмечает: «Все бросились к чувственным наслаждениям, считая, что жизнь и богатство скоротечны и ничего не стоят».
4762 

05.10.2021 11:00

И хочу отдельно вынести несколько картин. Это портрет легендарной актрисы Сары...
И хочу отдельно вынести несколько картин. Это портрет легендарной актрисы Сары...
И хочу отдельно вынести несколько картин. Это портрет легендарной актрисы Сары Бернар, изображение девушки перед первым причастием и зимний пейзаж с кучей угля. Мария Башкирцева описывает свои последние дни, которые они проводили с Бастьен-Лепажем уже практически полностью лишенные сил, лежа в соседних креслах и предчувствуя скорую смерть - Мария умрет на два с половиной месяца раньше своего учителя и он, по легенде, наблюдал за похоронной процессий из окна, а после написал картину “Смерть молодой художницы”, которую никто не видел. Просто приведу цитату и вы поймете: “Я более совсем не могу выходить, но бедный Бастьен-Лепаж выходит. Его приносят сюда, он устраивается в кресле, вытянув ноги на подушках. Я – совсем подле, в другом кресле, и так время проходит до шести часов. Я укутана массой кружев, плюша. Все это бело, только разных оттенков. У Бастьен-Лепажа глаза расширяются от удовольствия.”
4541 

23.11.2021 18:32

"Взрыв корабля" 1900 г. Иван Константинович Айвазовский Феодосийская картинная...
"Взрыв корабля" 1900 г. Иван Константинович Айвазовский Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского. Последняя картина Айвазовского Рожденный в приморском городе Феодосия, Иван Айвазовский всю жизнь оставался верным морской тематике, до конца своих дней отдавая дань любви к этой противоречивой стихии. Даже последний из них он провел в творчестве, стремясь удовлетворить свою поистине юношескую жажду познавать красоту моря и раскрывать ее зрителю. Картина Айвазовского «Взрыв корабля» создана на закате долгой и плодотворной жизни. Несмотря на то, что смерть прервала его работу, исследователи считают ее исключительно ценной в отношении изучения его творчества. По этому неоконченному в силу трагических обстоятельств полотну можно сделать вывод о том, что было для художника самым главным в процессе создания его произведения. Тщательно прорисованы корабль и пламя взрыва – центральные элементы полотна, с первых минут обращающие на себя внимание зрителя. Живописец трудился над картиной весь день, им были созданы три варианта эскизов, и большую часть времени он посвятил именно этой ее части. Все остальные детали не окончены, они изображены лишь контурно. Им художник планировал посвятить следующий день, так и не наступивший для него. За основу сюжета для этого полотна живописец взял реальное историческое событие, касающееся борьбы за освобождение между греческими повстанцами и турками. В ходе освободительного движения Константин Канарис, грек по происхождению, отстаивая права своего народа, взорвал у острова Хиос корабль, принадлежащий туркам, что и изображено на картине Айвазовского «Взрыв корабля». Объятый пламенем и дымом турецкий адмиральский корабль занимает центральную часть картины. Само пламя и обломки корабля, летящие в воздухе, четко прорисованы художником. Лишь наброском, слегка размыто, просматривается шлюпка, на которой греческие повстанцы удаляются от места взрыва. Так же нечетко зритель видит и остров с домами в подножии, будто оттеняющий своей безмятежностью трагизм происходящего. Живописец сохраняет в этой картине свойственную ему манеру выделять на холсте самую интересную, насыщенную цветом точку. Отталкиваясь от этого источника света, он предлагает зрителю скользить взглядом по остальным деталям, будто бы мимоходом проникаясь настроением полотна, его атмосферой. Картина Айвазовского «Взрыв корабля» является еще одним подтверждением неизменной требовательности живописца к своим творениям, которая с возрастом только возрастала. Он не переставал искать новые формы выражения для своего восхищения перед морем, его величием и красотой. Будучи уже признанным и состоявшимся мастером, он трудился над каждым новым произведением с полной отдачей, стремясь воплотить в нем плоды своего воображения и передать каждому, кто смотрит на них, то чувство восторга, которое неизменно вызывала в нем морская стихия. Последняя незаконченная картина Айвазовского служит достойным завершением его творчества, поскольку это полотно даже в незавершенном виде производит неизгладимое впечатление на зрителя. ИванАйвазовский Марина _history
3796 

02.06.2022 20:37

"Вдовушка" 1852 г. Павел Андреевич Федотов Государственная Третьяковская...
"Вдовушка" 1852 г. Павел Андреевич Федотов Государственная Третьяковская галерея. «Будет просто, когда напишешь раз со сто» – единственный известный афоризм художника относится как раз к «Вдовушке». Федотова угнетала сложность технических вопросов. Жесточайшая установка, которую он выработал для себя и которая потом, уже вне его ведома, легла в основу русского реалистического искусства, была такова: художник не должен «писать из головы», не должен ничего выдумывать, работать только с натуры. Сестра оставалась в Москве и позировать не могла. Как не соврать в изображении женского лица? Есть история о том, что, приехав к приятелю, Федотов долго играл с тремя его резвыми маленькими сыновьями и, вглядываясь в их лица, пояснял: «Вот где природа женщины сходится с природой детей: посмотри на эту нежную кожу, просвечивающие жилы». Уезжал домой умиротворённым, твердил: «Теперь для моей «Вдовушки» у меня есть лоб и виски. Недостаёт только любящих глаз». Но умиротворение опять сменялось мучениями. Как, например, безошибочно написать два источника освещения – свет из окна и от свечи?! Однажды на пике напряжения во сне ему явился Брюллов, самый «техничный» русский художник 1-й половины XIX века. Сначала он не верил в Федотова, отговаривал уходить из военных в художники. Но потом признал, что ошибся, и когда Федотова травили, всегда был на его стороне. «Сегодня поговорил с Брюлловым», – доверительно сообщил Федотов приятелю. Тот онемел: шёл 1852-й год, Брюллов совсем недавно скончался. Федотов быстро осёкся, стал оправдываться: «Мы, художники, иногда доходим до того состояния, когда беседа с отжившими для нас более чем возможна». Но главная тайна «Вдовушки», утянувшей Федотова в сумасшествие и могилу, в том, что это, по сути, автопортрет. За спиной вдовы, рядом с образом Спасителя, в золоченой раме – портрет покойного мужа. Где искать для него натуру? Да в зеркале! На этом портрете бывший военный Павел Федотов в гусарском мундире изобразил себя. Не вполне удачная, хотя и не лишённая оригинальности, шутка – автопортрет в роли покойника. Ужасная примета. Напоминает о театральном суеверии не ложиться на сцене в гроб. Конец жизни художника (приступообразная шизофрения с острым чувственным бредом, усмиряющие обливания холодной водой, плеврит, одинокая смерть в доме скорби в 37 лет) поневоле заставляет видеть мистику в тот самом Федотове, которого нарекли родоначальником русского реализма. ПавелФедотов Реализм
4483 

02.12.2021 20:37

Ян Госсарт (Мабюз)
Ян Госсарт (Мабюз) "Даная" (1527) По легенде, древнегреческому царю Акрисию...
Ян Госсарт (Мабюз) "Даная" (1527) По легенде, древнегреческому царю Акрисию предсказали смерть от руки сына собственной дочери Данаи. Дабы предотвратить эту несправедливость, он закрыл дочь в «медном тереме». Однако, влюбленный в Данаю Зевс, превратившись в золотой дождь, пролился на нее свкозь крышу терема. Та забеременела и родила сына - Персея. Акрисий, не поверив, что отец ребёнка - бог, по традиции поместил дочь с внуком в закрытое пространство, на этот раз - в ящик, который был брошен в море. Несмотря на все напасти, Даная и мальчик спаслись. Кстати, позже, уже повзрослевший и закаленный жизнью Персей, отправился в город Лариссу на гимнастические состязания в качестве дискобола. Акрисий был там же в числе зрителей. Во время одной из попыток брошенный Персеем диск случайно угодил Акрисию в ногу (по другой версии - в голову) и тот умер.
4475 

22.12.2021 18:01

"Реквием" 1905 г. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов Государственная...
"Реквием" 1905 г. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов Государственная Третьяковская галерея. «Реквием» Борисова-Мусатова сравнивают с «Реквиемом» Моцарта. Как оказалось, художник его тоже написал себе самому. Впрочем, создавал он эту акварель, будучи глубоко взволнован смертью Надежды Станюкевич, жены его друга, бывшей одной из его немногочисленных моделей. «Что же это, как не доведение собственной жизни до религии?» – воскликнул Владимир Станюкевич, увидев эту работу. Надежда Станюкевич напоминала художнику возлюбленную Джулиано Медичи Симонетту Веспуччи, с которой написана легендарная картина Боттичелли «Рождение Венеры». В каком-то смысле художник подтолкнул ее к гибели, вернее, не удержал от рокового шага. Ее муж, Владимир Станюкевич, был призван на фронт, в военный госпиталь, как военный врач. Надежда хотела отправиться с ним в качестве сестры милосердия. Супруги приехали к Борисову-Мусатову, Владимир надеялся, что тот поможет ему отговорить жену, которая обладала слабым здоровьем. Но художник восторженно воспринял готовность Надежды Станюкевич следовать за мужем и ее самопожертвование. Увы, ни к чему хорошему это не привело. В госпитале было очень тяжело и физически, и морально. Надежда просто не выдержала и сломалась в этой обстановке. Ее перевезли в Москву. Оказалось, что она не только ослабла, но и основательно пошатнулось ее душевное здоровье. Надежда Станюкевич попала в лечебницу для душевнобольных доктора Усольцева (кстати, в это же время там находился Врубель). Борисов-Мусатов часто навещал ее, она умерла практически на руках у своего друга. На посвященной ей акварели мы видим прозрачные, почти призрачные фигуры восьми печальных женщин. В центре – сама Надежда Станюкевич. Ее образ соединяет две группы девушек. Она «уже не здесь, но еще не там», между жизнью и – смертью? иной жизнью? Большинство исследователей считает, что в этих восьми фигурах воплотились его три главные натурщицы. Помимо Станюкевич, там фигурируют жена и сестра Борисова-Мусатова. Облик жены безоговорочно опознаваем в повернутой в профиль высокой фигуре слева. Рядом с ней, похоже, сестра художника Лена. Замыкает цепочку слева еще одна фигура, в которой можно опознать саму Надежду Станюкевич. Впрочем, есть и другая версия. Изображенные на акварели женщины вызывают в памяти разные картины Борисова-Мусатова, «Реквием» – словно своеобразный «коллаж» из его героинь. Все они имели свои прообразы, иногда конкретные, иногда – смутно угадываемые. Скорее уместно говорить о том, что все женщины этой акварели воплощают в разных ипостасях некий женский обобщенный образ в творчестве Борисова-Мусатова. Всем работам художника присуща особая музыкальность, мелодичность, и эта картина – не исключение. Один из исследователей провел тонкую аналогию: отличающиеся по росту, расположенные на разных уровнях вокруг центральной фигуры, эти девушки – словно ноты на импровизированном нотном листе. Без труда опознается место действия, это любимая Борисовым-Мусатовым усадьба в Зубриловке. И здесь не обошлось без мистики – реквием написан и по усадьбе, хотя тогда художник не мог об этом знать. За неделю до его смерти взбунтовавшиеся крестьяне разгромили имение. Многие считают, что «Реквием» – последняя картина Борисова-Мусатова. Это не так. Но, безусловно, эта акварель оказалась очень символична и стала реквиемом не только по близкому другу, но и по столь милой его сердцу усадьбе, и по нему самому. После смерти Борисова-Мусатова была организована посмертная персональная выставка, чтобы помочь его семье. Но расставаться с «Реквиемом» жена не захотела. Она всегда возила с собой эту картину при любых перемещениях. Однажды Елена попала в сильный шторм на Черном море. Упакованная в специальный чемоданчик картина оказалась единственным не поврежденным предметом на борту. Но, опасаясь, что следующий подобный случай может быть не столь удачным, вдова художника приняла решение подарить картину Третьяковской галерее. БорисовМусатов Символизм _history
3860 

06.06.2022 20:37

По всем вопросам пишите на admin@art-todays.ru